logo
от гнедовой / послед

Психокоррекционные технологии

Психокоррекционная технология – это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

  1. Методологический (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и т.д.).

  2. Содержательный (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).

  3. Технологический (методы, формы, средства использования).

Свойства психокоррекционных технологий:

- это сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приемов, психокоррекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, определение продолжительности занятия и режима;

- нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития. Это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребенка; предшествующую социальную ситуацию развития ребенка;

- психокоррекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни, по воспитанию ребёнка;

- важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, т.е. с учётом ориентировки на перспективу развития;

- специфика задач психокорекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребенком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).