logo
от гнедовой / послед

Вопросы к зачету

  1. Предмет специальной психологии. Задачи специальной психологии.

  2. История становления специальной психологии.

  3. Методы изучения аномального ребенка.

  4. Понятие о дизонтогенезе. Параметры дизонтогенеза. Типы дизонтогенеза.

  5. Общая характеристика аномального ребенка.

  6. Классификации аномальных детей.

  7. Причины нарушений психического развития ребенка.

  8. Проблема развития ВПФ у детей с нарушениями развития.

  9. Проблема компенсации дефекта у аномальных детей (работы А. Адлера).

  10. Дефект и развитие (исторический подход к проблеме).

  11. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения.

  12. Особенности личностной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения.

  13. Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха.

  14. Особенности развития личностной сферы и освоения деятельности детей с нарушениями слуха.

  15. Олигофренопсихология – общая характеристика умственной отсталости. Степени тяжести олигофрении.

  16. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями интеллекта.

  17. Развитие эмоций, воли и личности у детей с нарушениями интеллекта.

  18. Задержка психического развития: типология, причины, возможности коррекционного обучения.

  19. Особенности психического развития детей с ЗПР.

  20. Проблема ранней диагностики УО.

  21. Общая характеристика развития детей с нарушениями моторных функций.

  22. Особенности развития познавательной и личностной сферы детей с ДЦП.

  23. Дети с нарушениями речи. Классификации речевых дефектов. Проблема ранней диагностики речевых дефектов.

  24. Дети с нарушениями речи. Особенности развития познавательной сферы.

  25. Особенности личностного развития детей с нарушениями речи.

  26. Искаженное детское развитие (на примере РДА). Общая характеристика дефекта.

  27. Особенности познавательного и личностного развития ребенка с ранним детским аутизмом.

  28. Дисгармоническое психическое развитие: ребенок, страдающий психопатией.

  29. Дисгармоническое психическое развитие: проблема детских психозов.

  30. Дети школьной «группы риска». Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

  31. Дети школьной «группы риска». Невротические реакции и их предупреждение.

  32. Организация обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Комплексная (медико-социально-психологическая) помощь ребенку с нарушенным развитием.

  33. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми нуждами.

  34. Теоретическое обоснование психокоррекционной работы (на основе работ Л.С. Выготского и его учеников) с аномальными детьми.

Сведения об авторе

Гнедова Светлана Борисовна

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии

ГОУВПО «Ульяновский

государственный университет»

Сфера научных интересов: психология развития, психология нарушенного развития, общение ребенка и взрослого, психологическое консультирование, консультирование эмоциональных проблем.

Электронный адрес: gnedichs@mail.ru

1Социальная ситуация развития (ССР) – совокупность требований, ожиданий, установок микроокружения ребенка, определяющих его достижения, критерии оценки поступков, характера, индивидуальности. ССР формируется под влиянием общественного мировоззрения, определяющего роль ребенка, отношение к нему, в масштабах большой социальной группы. Термин «социальная ситуация развития» введен Л.С. Выготским, в дальнейшем использовался в трудах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина.

2Материал заимствован с сайта «Популярная механика» (http://www.popmech.ru/article/2238-brayl/)

3Цитируется по: Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – М., Педагогика. 1983 – С. 40.