1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
Выражения «нормальное поведение», «нормальное развитие» прочно вошли в научный и практический обиход психологов. Но что они означают? Насколько правомерно использование этих выражений для характеристики развития ребенка? Что можно считать нормальным и, соответственно, ненормальным для характеристики ребенка того или иного возраста?
Можно выделить следующие определения «нормы развития»:
- норма как статистический показатель. В данном случае развитие психических функций и качеств ребенка признается «нормальным», если его показатели соответствуют средним значениям психической функции, представленным на кривой нормального распределения.
Рис. 1.График нормального распределения по измерению коэффициента интеллекта. «Нормальным», т.е. среднестатистическим, является результат, равный 100 баллам. Цветом выделены диапазоны распределения. Чем ближе показатели IQ к «крайним», полярным значениям (к результату 0 баллов или 140 баллов), тем меньше испытуемых могут продемонстрировать подобные результаты
- норма как динамический показатель. В данном случае идет речь о темпе изменений психики, формирования психических свойств и качеств, фактически – о совпадении с показателями статистическими относительно возраста образования психических свойств и функций. Следовательно, фактическое опережение среднего темпа развития (акселерация) или отставание от него (ретардация) должно считаться ненормальным и рассматриваться как пример атипии развития.
Феномен акселерации рассматривается обычно в отношении физического и физиологического развития детей. Известны психологические проблемы подростков-акселерантов, которые возникают вследствие того, что подросток вынужден осваивать закономерности взаимоотношений социума, новые стереотипы общения фактически раньше, чем его нормально развивающиеся сверстники. Личностная незрелость акселеранта является условием формирования дезадаптивных форм поведения, возможно – закрепления неблагоприятных (акцентуированных) черт характера, негативных социальных ролей.
Психическая акселерация в некоторых случаях отождествляется с интеллектуальной одаренностью, а в некоторых концепциях понимается как проявление обученности ребенка – другими словами, подчеркивается больший объем знаний, который накоплен таким ребенком по сравнению с другими детьми того же возраста, более широкие, разнообразные возможности относительно применения этих знаний и умений.
Конечно, наличие знаний не означает сформированности личностных качеств, установок и ценностей, которые регулируют поведение ребенка в социуме, а следовательно, нельзя считать, что психическая акселерация дает бесспорные преимущества в развитии. Наоборот, некоторые подростки испытывают личностный дискомфорт в ситуации, когда их уровень осведомленности, интеллектуальные достижения приходят в противоречие с требованиями ближайшего социального окружения. Но, тем не менее, акселерация – физическая, физиологическая, психическая – несмотря на определенные трудности социализации школьников, испытавших ее влияние, условно может считаться положительным феноменом развития, в то время как ретардация (отставание) – явно негативное явление.
Ретардация – незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Как феномен детского развития ретардация также может пониматься как физическая, физиологическая и психологическая. В некоторых случаях налицо общая, но временная, непостоянная ретардация развития. Примером такого явления может быть конституциональная задержка психического развития, которая выражается в том, что физическая и психическая зрелость организма наступают относительно позже, чем у других детей того же возраста, однако по мере взросления, приблизительно к подростковому возрасту, это отставание преодолевается и нивелируется.
Далее мы подробно рассмотрим явления ретардации интеллектуального развития на примере детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Наиболее типичной иллюстрацией ретардации интеллектуального развития является олигофрения, когда ребенок с опозданием осваивает моторные навыки, приобретает речь, но в любом случае обнаруживает отставание в умственном развитии.
В специальной психологии принят термин асинхрония – для характеристики нарушения темпа, динамики развития психических функций ребенка.
- норма как социально-психологический стереотип. В соответствии с представлениями о культурно-историческом развитии психики, сформулированными в теории Л.С. Выготского, развитие человека характеризует, помимо его индивидуально-типологических, физических и психофизиологических особенностей, социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития – это требования, ожидания, установки микроокружения ребенка (семьи, группы детского сада, школьного коллектива), которые сформировались на основе установок макроокружения (большой социальной группы, общества в целом) относительно возможностей и показателей обученности ребенка данного возраста.
Другими словами, в каждом обществе есть свои представления о том, что должен уметь и знать ребенок – эти представления зависят от религиозных, национальных традиций, от степени распространенности общепедагогических и общепсихологических знаний в целом. В свою очередь, семья и микроокружение ребенка выступают как своеобразный «передатчик» требований общества по отношению к ребенку; благодаря индивидуальной среде воспитания и обучения формируют у него требуемые качества.
Социально-психологический стереотип, закрепившись в требованиях общества по отношению к ребенку, в некоторых случаях может выступать как формальный показатель развития. Примером такого формального показателя является скорость чтения, характеризующая уровень сформированности навыка чтения у учащихся начальной школы.
- норма как психическое здоровье (медицинский подход). Общее здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (по определению Всемирной организации здравоохранения).
Основные критерии общего здоровья:
- структурная и функциональная сохранность органов и систем;
- свойственная индивидуальному организму достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;
- сохранность привычного самочувствия.
Психическое здоровье – одна из важнейших составляющих общего здоровья.
В современном определении психического здоровья подчеркивается, что для него характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств конкретного человека, которая позволяет последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.
Проблеме определения понятия «психическое здоровье» посвящено много исследований ученых, работающих в русле клинической психологии (Б.С. Братусь, С.Б. Семичёв и др.).
Степени состояния психического здоровья были описаны С.Б. Семичёвым в 1979 г. При этом принципиального различия между нормой и здоровьем автором, выделившим пять степеней состояния психического здоровья, не делалось. Фактически речь идет не о здоровье, а о норме.
Идеальное здоровье (норма) – это эталон, не встречающееся в реальной жизни гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.
Среднестатистическое здоровье (норма) – показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории проживания и т.п.) популяции. Как каждый статистически установленный показатель, он вероятностен, допускает определенную степень колебаний (со знаком «+/-») и отклонений от идеального здоровья. Тем самым этот показатель предполагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого здоровья могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний, например, неврозоподобным расстройствам при сосудистых заболеваниях, клинике алкоголизма в определенной социальной прослойке и т.п.
Конституциональное здоровье (норма) – соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых людей с тем или иным типом телесно-организменной конституции (конструкции, устройства). С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболеваний. Последнее даже послужило основанием для их терминологического обозначения (типирования): эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (лептосомный) и т.д.
Акцентуация – вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей степени суживает границы этой адаптации и тем самым предопределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных. К акцентуациям могут быть отнесены некоторые аномалии личности, односторонняя одаренность, явления непатологического психического дизонтогенеза и пр.
Предболезнь – появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющиеся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптированности.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что норма – исторически сложившееся представление об особенностях и возможностях ребенка определенного возраста, характеристиками которого выступают совпадение индивидуально-психологических свойств и качеств отдельного индивида со среднестатистическими, наиболее распространенными в популяции показателями этих свойств и качеств, поэтапность и «усредненность» динамики изменения и формирования новообразований психики, которые позволяют ребенку адаптироваться к окружающей социальной и биологической среде и сохранять интрапсихическую целость и положительное самоощущение и самочувствие.
При дальнейшем изучении курса мы убедимся, что для характеристики нарушенного психического развития не всегда бывает достаточно только одного – статистического, динамического, социально-психологического или клинического – определения нормы; и необходимо комплексное рассмотрение того или иного феномена нарушенного развития.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету