logo
от гнедовой / послед

6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии

В целом, можно выделить три цели, определяющие направление и специфику коррекционной помощи детям с особенностями в развитии:

1. Медицинская цель – вылечить заболевание или, по возможности, серьезно облегчить его симптоматику. Такое отношение, безусловно, определяется уровнем современного развития медицины. Например, последние 20 лет активно проводятся исследования относительно восстановления зрения и слуха с помощью технических средств, разработана методика вживления кохлеарного имплантата и пр. Благодаря возможностям современной фармакологии проводится лечение многих заболеваний; благодаря современным средствам медицины становится возможным сверхранняя диагностика нарушений развития (таких как синдром Дауна, фенилкетонурия и пр.) у ребенка.

Однако «медицинский» подход к коррекции имеет и отрицательные стороны: в частности, формируется неосознанная установка – и общества, и родителей особенного ребенка – на понимание дефекта как болезни, страдания. При такой установке любые особенности ребенка понимаются как проявления его недуга, а не его личных, индивидуальных качеств; возникает ситуация инвалидизирующего, потворствующего воспитания. Еще одним недостатком «медицинского» подхода к коррекции является и ожидание скорого выздоровления – несмотря на успехи медицины, такое желание относительно тяжелых нарушений развития (ДЦП, олигофрении) является абсолютно неправдоподобным, а значит, возможно разочарование и формирование негативной установки по отношению к любым коррекционным мероприятиям.

Тем не менее, консультации у специалистов, своевременное выполнение рекомендаций врачей, специалистов лечебной физической культуры является важным элементом помощи ребенку с особенностями в развитии.

2. «Педагогическая» цель. Как уже говорилось выше, начиная с XVIII века, общество ставит перед собой цель обучения и воспитания особенного ребенка. Первоначально это были разрозненные попытки, не объединенные в систему. Первые «школы» для слепых, для глухих выполняли скорее функцию своеобразного «проводника» между ребенком с дефектом и специалистом-педагогом; однако к концу XIX века появляется необходимость в системе коррекционного образования – столь же развернутой, всеохватывающей структуры, что и образование общее.

В России начало коррекционному образованию было положено благодаря трудам многих неравнодушных людей; теоретическое обоснование закономерностей работы с особенными детьми было сформулировано в трудах Л.С. Выготского, М.С. Певзнер и других авторов.

Цель обучить и правильно воспитать ребенка с особенностями в развитии не всегда правильно учитывает индивидуальные, типологические особенности ребенка. Серьезным недостатком массового обучения является его ориентированность на некоего мифического «среднего» ученика: при такой установке учителей у них не хватает времени и сил уделить внимание каждому ученику индивидуально, а именно индивидуальные отличия делают непохожими двух детей с, казалось бы, одинаковыми диагнозами.

3. «Социально-реабилитационные» цели коррекционной работы. К концу 70-х годов XIX века в России создана и работает система коррекционных учебных заведений; сформулированы и научно обоснованы восемь типов коррекционного образования, наработаны авторские и типовые, утвержденные Министерством образования, учебные программы. Однако оказывается, что такая разработанная система не всегда может справиться с конкретными проблемами конкретного ученика.

Начиная с 80-х годов, в России появляется установка, что основной целью коррекционного воздействия должно быть не просто образование как таковое, но образование индивидуализированное, подходящее именно для конкретного ученика. Осознается и закрепляется как цель многих коррекционных учреждений «снижение ограничений жизни и деятельности», т.е. поиск тех форм, умений, способов работы и деятельности, которые доступны данному инвалиду. Социальная реабилитация становится основной целью работы с особенными детьми.