Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации на основе психолого-лингвистических критериев, можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
Расстройства фонационного оформления высказывания:
- дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального или периферического характера и возникает на любом этапе развития;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи, может быть органической или функциональной по своей природе;
- тахилалия – патологически ускоренный темп речи;
- заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Являясь центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития в период перехода к фразовой речи и связано с какой-либо эмоционально-отрицательной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания недостаточная устойчивость нервной системы, иногда связанная с органическими поражениями мозга. Темпоритмическая сторона речи нарушается при заикании в связи с судорогами различных частей периферического речевого аппарата;
- дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. У большинства детей звукопроизношение к 4–5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта. По этиологическому признаку дислалию подразделяют на механическую (органическую), связанную с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, и функциональную;
- ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройства артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличить ринолалию от дислалии и ринофонии (нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи). При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участков носового и ротоглоточного резонаторов. Через расщелину в мягком и твердом небе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа. Такую форму ринолалии называют открытой, в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах носоглотки;
- дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением ЦНС. При дизартрии страдает не только произношение, но и темп, выразительность, модуляция. Общими клиническими признаками дизартрии являются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре и их подвижность в результате параличей и парезов. При тяжелой степени дизартрии (анатрии) полностью отсутствует произносительная сторона речи. Существует несколько видов дизартрии: псевдобульбарная дизартрия (повышенный мышечный тонус, ограниченность движений губ, языка, слюнотечение; речь смазанная, голос немодулированный); бульбарная дизартрия (к вышеописанным особенностям добавляется выраженная атрофия мышц языка и глотки); подкорковая дизартрия (характеризуется непроизвольно меняющимся мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре); мозжечковая дизартрия (имеет выраженную асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи).
Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих церебральным параличом.
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
- алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Причинами, вызывающими нарушения формирования речи, являются воспалительные, травматические поражения головного мозга; кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов. В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная – с нарушением речеслухового;
- афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга (нижнелобной извилины или теменно-височно-затылочного отдела в доминантном полушарии) в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения. Механизм афазий сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате чего утрачиваются навыки произношения или понимания чужой речи. В зависимости от преобладания тех или иных расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) сенсорную (импрессивную) афазию. Однако в настоящее время широко используется классификация, предложенная А.Р. Лурия:
эфферентная моторная афазия;
афферентная моторная афазия;
динамическая афазия;
сенсорная афазия;
акустико-мнестическая афазия;
семантическая афазия;
амнестическая афазия.
Эта классификация основана на принципе вычленения механизма (фактора), лежащего в основе функциональной системы, обеспечивающей речь и синдромный анализ нарушения речи.
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен – продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).
1. Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных). Каждая из этих зон коры обеспечивает определенное условие, необходимое для протекания акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности.
2. Дислексия (алексия) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга. Проявляется в затруднении при распознавании и узнавании букв (эффект оптического восприятия), при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету