logo
от гнедовой / послед

1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον – существо и γένεση – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие; в данном случае – индивидуальное психическое развитие. Дизонтогенез – нарушенное психическое развитие.

Осуществив поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности с учетом двух взаимосвязанных линий развития – биологической и социально-психической, Л.С. Выготский определил направление психологического анализа психического дизонтогенеза. Вслед за Л.С. Выготским изучение особенностей психического развития детей с нарушениями осуществляли другие известные исследователи (Р.Е. Левина, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский, О.Н. Усанова и др.). Особый вклад в изучение проблемы влияния особенностей строения мозга на развитие высшей нервной деятельности внес А.Р. Лурия. Им сформулирована концепция структурно-функциональной локализации высших психических функций.

В исследованиях В.В. Лебединскоговыделен рядпараметров дизонтогенеза, позволяющих оценить механизмы нарушения психического развития.

1. Функциональная локализация нарушения

Первый параметр дизонтогенеза связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого выделяются 2 вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; второй – общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Дисфункция регуляторных систем, проявляющаяся в снижении уровня бодрствования, психической активности или в дефектах умственной деятельности, влияет на все стороны психического развития. Нарушения частных функций при прочих равных условиях более парциальны, чем нарушения общих функций и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем. При изучении любых отклонений в развитии требуется обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений.

2. Время наступления дефекта

Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития функции, при позднем поражении возникают явления повреждения с распадом психических функций. Чаще повреждаются те функции, формирование которых в онтогенезе завершается рано. Тенденцию к повреждению имеют функциональные системы с коротким временным циклом развития, в основном они бывают уже сформированы к рождению. Это подкорковые системы, в том числе подкорковые звенья отдельных анализаторных систем. Корковые функции либо недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии. Это обусловлено тем, что системы, их обеспечивающие, имеют длительные периоды развития, связанные с воздействием социальной среды. Морфологическую базу этих систем составляют третичные поля коры головного мозга.

В развитии психики ребенка наблюдаются так называемые «сензитивные периоды», для которых характерны относительная устойчивость, баланс сформированных и неустойчивых систем. Это периоды 0–3 года, 11–15 лет. В это время особенно велика возможность нарушений психического развития, так как в сензитивные периоды психические функции характеризуются наибольшей интенсивностью развития и они наиболее уязвимы. Возраст от 4 до 11 лет относительно устойчив по отношению к различным вредностям.

При общем повреждении ЦНС в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сензитивном периоде, затем поражаются функции, которые связаны с поврежденной. Профиль психического развития аномального ребенка одновременно содержит в себе сохранные, поврежденные и задержанные в своем развитии функции.

3. Соотношение первичного и вторичного дефекта

Третий параметр дизонтогенеза характеризует отношения между первичным и вторичным дефектом. Л.С. Выготский, исходя из идеи системного строения дефекта, пришел к выводу о необходимости различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из органической болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон и т.п.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

Понятие «первичный дефект» трактуется как нарушение, лежащее в основе клинической картины, и как нарушение операции, входящей в состав той или иной функциональной психологической системы. Выпадение одной из операций психологической системы (например, системы мышления, речи, восприятия) – «первичный дефект» – приводит к вторичным нарушениям взаимодействующих звеньев системы. Нарушение одной из операций, а следовательно одного из уровней функционального блока, в силу тесных анатомических, функциональных связей ведет к дисфункции других уровней этого функционального блока, т.е. уровней, имеющих тот же принцип работы.

Основным объектом психологического изучения является вторичный дефект. Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социально-психическая депривация. Наличие дефекта развития в связи с дефицитом комфортности и частыми ощущениями неуспеха ставит ребенка в особые условия, при которых ограничивается возможность общения, затрудняются условия познания окружающей среды и приобретения жизненного опыта. При отсутствии помощи такому ребенку трудности его постепенно возрастают, что приводит и к выраженной педагогической запущенности, и к расстройствам эмоциональной и других сфер личности.

Таким образом, если на первых этапах развития ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект, то при отсутствии коррекции в последующем ведущее значение начинают приобретать вторичные нарушения, связанные с затруднениями обучения, и именно они обусловливают социальную дезадаптацию. При своевременной психолого-педагогической коррекции этого можно избежать.

4. Своеобразие межфункциональных связей

Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Формирование любого качества высших психических функций происходит в результате перестройки их внутрисистемных отношений. Отношения между основными психическими функциями изменяются в связи с возникновением новых форм деятельности ребенка. Например, на ранних этапах развития мышления отмечается зависимость от условий восприятия – синкретизм мышления. В подростковом возрасте ребенок воспринимает мир так, как подсказывает предшествующий опыт и особенности мышления.

Перестройка и усложнение функций протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии – разновременностью формирования функции с опережающим развитием одних по отношению к другим.

Изменчивость межфункциональных связей обусловливает хроногенную локализацию функций. Выделение Л.С. Выготским этого принципа позволило ему указать направление изменений в процессе развития. При построении сложных иерархически организованных психических функций высшие, внося новый принцип работы, не повторяют низших, а низшие перестраиваются под влиянием высших, становятся зависимыми от них. Отсюда вытекает утверждение о разной ранимости высших и низших звеньев на разных стадиях онтогенеза.

Каждая психическая функция имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. В нем отражаются временные параметры сензитивного развития и периоды относительной замедленности формирования. В патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции в развитии, отклонения своевременности развития различных психических функций от типичных для данного возраста нормативов. Это обусловливает асинхронии развития. В основе асинхроний лежат два явления: ретардация и акселерация.

Асинхронии развития наиболее полно проявляются в периоды возрастных кризов, когда происходит активная перестройка психических процессов в ходе изменения социальных отношений ребенка.

Перечисленные параметры по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сферы. По мнению В.В. Лебединского, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

- недоразвитие;

- задержанное развитие;

- поврежденное развитие;

- дефицитарное развитие;

- искаженное развитие;

- дисгармоничное развитие.

Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.

К психическому дизонтогенезу по типу задержанного развития относится развитие, характеризующееся замедлением темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией, при психогенных формах – в большей степени с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию, что и органическое недоразвитие психики или задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2–3-х лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психологических образований. Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме детского аутизма.

Дисгармоническое развитие по своей структуре напоминает искаженное развитие. Но основой этого типа дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патологическое формирование личности в результате неправильного воспитания.