2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
Головной мозг также состоит из серого и белого вещества. Серое вещество – нейроны, группирующиеся в ядра. В состав серого вещества кроме нейронов входят клетки нейроглии.
Головной мозг делится на продолговатый и варолиев мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, которые составляет его ствол и большие полушария, покрывающие мозговой ствол сверху. У человека, в отличие от животных, объем и масса головного мозга преобладает над спинным примерно в 40 - 45раз (у шимпанзе в 15 раз). Средний вес – 1400г. у мужчин и на 10% меньше у женщин.
Непосредственным продолжением спинного мозга является продолговатый мозг, его длина около 28 мм. Ширина его постепенно увеличивается в направлении вперед и в самом широком месте составляет 24 мм. На передней поверхности есть срединная щель, по сторонам которой справа и слева имеются пирамиды, в которых проходят двигательные проводящие пути. Над продолговатым мозгом находится варолиев мост. Он соединяет продолговатый мост и мозжечок с большими полушариями, имеет основание моста и покрышку. Варолиев мост и продолговатый мозг образуют задний мозг и выполняют следующие функции.
Рефлекторную
В рефлекторной функции участвуют ядра: соматические и вегетативные, ядра ретикулярной формации и ядра двигательных путей. Ядро Дейтерса – важнейший центр регуляции мышечного тонуса, связанный с красным ядром.
Черепно-мозговые нервы с V по XII пары.
V пара - тройничный нерв,
VI пара - отводящий,
VII пара - лицевой,
VIII пара - слуховой,
IX пара - языкоглоточный,
X пара - блуждающий,
XI пара - добавочный
XII пара - подъязычный.
Рефлекторные центры продолговатого мозга
1. Дыхательные.
2. Пищевые – сосания, глотания, жевания, отделения соков. Сокращения пищеварительной трубки и др.
3. Гемодинамические – регуляция работы сердца и сосудов.
4. Защитных рефлексов: рвотный, потоотделительный, слезоотделительный, мигания и закрытия век, чихания и кашля.
Проводниковая
Через продолговатый мозг и мост проходят все афферентные и эфферентные пути. Кроме путей, связывающих головной и спиной мозг имеются собственные проводящие пути, например оливо-спинальный, связывающий продолговатый мозг с мозжечком.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.