Физиологические механизмы речи
Речь имеет рефлекторную природу. Ее физической основой является образование абстрактно- логических связей разной степени сложности. Они находятся в тесной взаимосвязи с развитием I сигнальной системы и с напряженной работой зрительного, слухового, двигательного анализатора и периферического речевого анализатора. Координация деятельности этих органов осуществляется нейронами различных зон коры головного мозга. В речи участвуют разные зоны коры:
Слуховой центр речи – центр Вернике в височной области коры, задний отдел левой верхней височной извилины, поле 42. При разрушении – сенсорная афазия – речевая глухота. Больной слышит, но не понимает. В результате его речь теряет смысл. Поля 39, 40 расположены в теменной доле, рядом с полем 22, осуществляет понимание смысла сочетаний слов или фраз. Их поражение приводит к расстройству речи и называется семантической (смысловой) афазией. При разрушении поля 39 теряется способность узнавать буквы, цифры. При поражении поля 37 – потеря памяти на слова – амнестическая афазия.
2. Двигательный центр – центр Брокка расположен в лобной доле в нижней части передней центральной извилины. Поле 44 обеспечивает артикуляцию и фонецию, процесс произнесения слов (при поражении больной речь понимает, но теряет способность говорить). У правшей этот центр в левом полушарии больше, чем в правом. При разрушении – моторная двигательная афазия. Поле 45 регулирует построение грамматически правильных сочетаний слов и пение. Поле 46 - мимику и жестикуляцию, от него импульсы поступают в поля 44, 45.
3. Письменная речь связана с многими центрами коры: с центрами движениями пальцев рук, со зрительными центрами, с центрами Вернике и Брокка.
Речевой аппарат включает органы дыхания: нос, глотка, ротовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие, диафрагма. С их помощью осуществляется голосообразование, фонеция, артикуляция. Воздушная струя возникает при выдохе, воздух, проходя через гортань, приводит в движение голосовые связки, их колебание воспринимается как звуки голоса.
Речевой аппарат сложнейшая многофункцинальная система. Тонкая настройка осуществляется корой.
-
Содержание
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.