Внимание, память, их физиологические механизмы.
Высшая нервная деятельность человека всегда характеризуется определенной направленностью и избирательностью. Человек при любой деятельности выделяет из множества окружающих предметов и явлений лишь те, которые имеют в данный момент наибольшее значение. Эта избирательность психических процессов называется вниманием.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул. Выражается в направленности психической деятельности на определенный объект, при этом осуществляется отбор необходимой информации.
Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение в деятельности, он начинает господствовать, доминировать над всеми остальными.
Любая избирательная деятельность связана с определенным уровнем активности мозговых структур. Этот уровень активности определяется специальным аппаратом, который включает ретикулярную формацию (субстрат регуляции состояния бодрствования) и любые доли головного мозга. Ретикулярная формация функционируют совместно с таламусом, гипоталамусом и корой. Существует иерархия. Кора и, прежде всего, ассоциативные зоны это центральное звено, которое регулирует отбор информации, формы восприятия, внимания и сознания.
Активация мозга может быть связана с физиологическими потребностями (например, чувство голода) или с раздражениями из внешней среды (например, сигнал опасности). Деятельность мозга может активизироваться через ретикулярную формацию. Этот механизм лежит в основе непроизвольного внимания, процесса, происходящего помимо желания человека и без постановки предварительной цели.
В основе произвольного внимания, требующего предварительной постановки цели и выработки программы действий, лежит активация мозга, связанная с деятельностью лобных долей коры больших полушарий. В клинической практике известно, что поражение этих структур приводит к невозможности больных сосредоточиться на какой-либо деятельности. Они легко отвлекаются. Электрофизиологические исследования также подтверждают, что произвольное внимание человека сопровождается усилением биоэлектрической активности лобных долей мозга.
У детей до 6 – 7 лет организация произвольного внимания затруднена, потому что механизмы, лежащие в его основе созревают поздно. Участки лобных долей, ответственные за его осуществление, созревают к 12 – 13 годам, так что в педагогической деятельности это необходимо учитывать. В младших классах мобилизация внимания учащихся на уроке возможна с учетом механизмов непроизвольного внимания. Вместе с тем необходимо формировать произвольное внимание ребят и помнить, что оно зависит не только от мозговых структур, но и находится под влиянием воспитательных процессов.
Память – это совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации. В основе памяти лежит образование временных нервных связей. Поэтому под памятью также понимают сохранение образованных в процессе обучения временных связей.
Информация в мозге хранится более или менее длительно. Отсюда деление памяти на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти сохранение временной связи происходит путем циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным путям. Этот процесс называется реверберация. При достаточно длительной реверберации в нейронах коры увеличивается обмен веществ, происходят изменения в структуре самих нейронов и синапсов, предполагают также, что изменения происходят в структуре РНК и ДНК. Кратковременная память переходит в долговременную, это процесс консолидации. Продолжительность консолидации зависит от особенностей образуемого условного рефлекса, длительности и интенсивности подкрепляющего безусловного раздражителя, функционального состояния коры, наследственных особенностей. Существенная роль отводится эмоциям.
Формирование физиологических механизмов памяти человека определяется наследственными факторами и факторами среды. Учитель и воспитатель обязательно должны обращать внимание на развитие памяти у детей.
С возрастом память улучшается до 20 – 25 лет, затем держится почти на одном уровне до 40 – 45 лет, потом угасает.
Память можно и нужно тренировать. Многочисленные примеры доказывают, что люди, профессия которых требует постоянной тренировки памяти, отличаются хорошей и долго сохраняющейся памятью. Феноменальной памятью обладал К. Маркс, он мог один раз прочесть страницу книги и точно слово в слово ее пересказать. Он тренировал память всю жизнь, ежедневно заучивал стихи. Это хороший способ тренировки памяти.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.