9. Базальные ганглии, их функции
Это структуры ядерного типа. Располагаются в толще белого вещества конечного мозга, ближе к его основанию. Особенно хорошо развиты у рептилий и птиц.
У млекопитающих располагаются латеральнее промежуточного мозга.
К ним относятся:
Хвостатое ядро
Чечевицеобразное ядро: а) скорлупа; б) бледный шар
Анатомически это стриопалидарная система:
Палеостриатум (бледный шар) – филогенетически и функционально более древний.
Неостриатум (появляется у рептилий) а) хвостатое тело; б) скорлупа
Часто относят к этой системе черную субстанцию среднего мозга и льюисово тело – функциональное единство с базальными ганглиями.
Бледный шар содержит много крупных нейронов с волокнами, спускающимися вниз к ядрам (красному, черной субстанции). Это основные эфферентные пути промежуточного и среднего мозга, к ядрам таламуса и к двигательным областям коры.
Полосатое тело – чередуются белое и серое вещество. Своеобразный коллектор афферентных входов из мелких нейронов, аксоны которых направлены к бледному шару.
Роль
В регуляции движений и сенсомоторной координации
Получая информацию от ассициативных зон участ.в создании программ целенаправленных движений с учетом доминирующей мотивации.
Информация от базальных ганглиев поступает в передний талам????? и интегрируется с информацией, приходящей от мозжечка. Затем эта информация поступает в двигательные зоны коры, которая и реализует программу целенаправленных движений через нижележащие центры ствола.
Бледный шар или ядро регулирует сложные двигательные рефлекторные акты. При его раздражении наблюдается сокращение мышц конечностей. При двустороннем разрушении возникает скованность движений и обеднение мимики. У человека лицо становится маскообразным.
С участием бледного ядра осуществляется регуляция ориентация и обороп.рефлексов.
Полосатое тело – эфферентное ядро, которое контролирует и в некоторой степени затормаживает функции бледного ядра. С нарушением этих влияний связано заболевание – подергивание мимических мышц и мускулатуры конечностей, которые наблюдаются в покое и при выполнении произвольных движений.
Необходимо отметить, что имеются определенные расхождения между данными эксперимента и клиники, что объясняется системными механизмами при нарушении функций. Детальное изучение базальных ганглиев продолжается.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.