logo
ЦНС и ВНД

Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.

Впервые попытку установить типы нервной деятельности у детей сделал видный русский ученый Н.И. Красногорский в 1918 году в своей работе «О нервности в детском возрасте и о мерах борьбы с ней». Он выделил два типа: перевозбудимый и инертно-тормозной. В последующем еще были попытки составить классификацию типов ВНД у детей. Но эти классификации оказались неприемлемыми, т.к. составлялись без учета всех характерных сторон нервной деятельности.

В 1953 г. Сотрудники лаборатории Иваново-Смоленского разработали следующие типы ВНД у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста:

1. лабильный – с одинаковой быстротой и неустойчивостью образования положительных и отрицательных условных рефлексов;

2. инертный – с образованием и упрочением связей в равной мере с задержкой (замедление);

3. возбудимый – положительные связи образуются легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно;

4. тормозной – положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.

Ими же было подмечено, что дети с неуравновешенным и в особенности с возбудимым типом ВНД чаще встречаются в младших возрастных группах, чем в среднем и старшем возрасте.

В 1954 г. Красногорский вновь дал классификацию типов условнорефлекторной деятельности детей. В ней учитываются взаимоотношения между сигнальными системами коры больших полушарий, возбудимость коры и подвижность нервных процессов, взаимодействие между корковой и подкорковой деятельностью. Красногорский выделяет 4 типа ВНД у детей, сейчас придерживаются этой классификации. В настоящее время представления Павлова дополнены Купаловым, Тепловым, Небылициным.