Структура и функции промежуточного мозга
Промежуточный мозг расположен под мозолистым телом над средним мозгом, сверху полностью покрыт большими полушариями. Он состоит из зрительных бугров (таламуса), эпи-, мета - и гипоталамуса (подбугорной области).
Таламус – самая большая часть промежуточного мозга, представляет собой отдел центральной нервной системы. Он парный, яйцевидной формы, состоящий из серого вещества, сгруппированного ядрами, к которым приходят афферентные пути почти от всех рецепторов. Правый и левый таламус своими медиальными поверхностями обращены друг к другу, соединены межталамическим сращением и образуют боковые стенки полости промежуточного мозга - третий мозговой желудочек.
Прослойками белого вещества таламус делится на 3 области: переднюю, латеральную и медиальную – это скопление около 40 ядер.
Эпиталамус – включает шишковидную железу (эпифиз), поводки и треугольники поводков. Эпифиз – ЖВС, подвешен на двух поводках и связан с таламусом треугольниками поводков. В треугольнике – ядра обонятельного нерва.
Из зрительных бугров информация поступает в кору больших полушарий головного мозга. В зависимости от характера влияние на кору большого полушария ядра таламуса делят на специфические и неспецифические.
Метаталамус образован парным медиальным и латеральным коленчатыми телами, лежащими позади каждого таламуса.
Медиальные коленчатые тела – подкорковые центры слухового анализатора (вместе с четверохолмием).
Латеральные коленчатые тела – подкорковые центры зрительного анализатора.
Гипоталамус включает ряд структур: серый бугор, мамиллярные тела. Серое вещество стенок и дна третьего мозгового желудочка.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.