logo
ЦНС и ВНД

Развитие речи у детей

Структурное созревание речевого центра происходит к двум годам. Но задолго до его формирования ребенок начинает реагировать на слова.

С двухмесячного возраста появляется гуление – это тренировка артикуляционного аппарата по образования звуков. Это сочетание гласных.

С 4-х месяцев появляется свирель – предречевые реакции. Ребенок с первых месяцев жизни должен слышать речь, направленную к нему. Иначе гуление будет монотонным, а свирели может и не быть.

С 2-х до 7-ми месяцев – звукоподражание взрослым.

В 7,5 – 8,5 месяцев появляется артикуляция слогов, повторение слогов.

В 8,5 – 9 месяцев появляется модулированный лепет, повторение слов с разной интонацией без смыслового значения.

К году ребенок начинает связывать слово с объектом

С 1 г. 4 мес. до 1 г. 10 мес. – предложения из 2-х слов.

С 1 года 6 мес. – 2 лет – предложения из 3-х слов.

В 1 – 3 года ребенок овладевает произношением слов. К двум годам словарный запас ребенка составляет 200 – 400 слов.

В 1-3 года ребенок овладевает речью, произносит слова, на словесный раздражитель – словесная реакция. В овладении речью важную роль играют кинестетические раздражения. С развитием речи ребенок овладевает грамматическим построением речи. Велика роль подражания, поэтому взрослые должны говорить правильно.

Эксперимент Кольцовой с детьми в доме ребенка.

  1. Дети в манеже в течение 20 мин.

  2. Движение по комнате в течение 20 мин.

  3. Тренировка пальцев 20 мин.

В 3-ей группе со второго дня появляются голосовые реакции.

В 4 – 5 лет словарный запас 500 – 800 слов. С 7-11 до 15-17 идет колоссальное развитие второй сигнальной системы в связи с обучением. В период полового созревания развиваются железы внутренней секреции, меняется функциональное состояние нервной системы, повышается ее возбудимость, речь замедляется. Необходим правильный режим, трудовая деятельность, занятия физкультурой, т. е. условия для того, чтобы этот переходный возраст прошел без функциональных сдвигов.