Учение Ухтомского о доминанте
Принцип доминанты был открыт Ухтомским А.А. в 1911 г. Возник под влиянием внешних раздражителей – экзогенной или эндогенной ( со стороны крови и т.д.). 1904 – 1911 г.г. – проведена серия экспериментов. В отдельных участках нервной системы образуются господствующие очаги возбуждения. При наличии такого доминантного или господствующего очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только увеличивают доминантный очаг.
Доминанта господствуют в ЦНС в течении определенного времени – очаг повышенного возбуждения и длительного возбуждения, координирует и подчиняет работу нервных центров и рефлекторного аппарата в целом. Это совокупность нейронов с низким порогом – низким критическим уровнем деполяризации. Способны к эффективной временной и пространственной суммации. Поэтому ответные реакции этого центра сильнее и выраженнее, чем других. Центр не только тормозит другие, но и усиливает свою деятельность за счет других. Доминантный очаг притягивает импульсы от различных дополнительных источников, использов.для поддержания своего мощного тонуса.
На принцип доминанты во многом опираются представления о мотивациях.
Под доминантой Ухтомский понимал господствующий в ЦНС очаг возбуждения, в течение определенного времени, предопределяющий характер текущих реакций центров в данный момент. Он характеризуется :
Повышенной возбудимостью
инертностью, обусловленной следовыми процессами
способностью к суммации и сопряж.торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью доминантного очага.
У животных – половая, пищевая, оборонная, лактационная доминанты. Доминанта как состояние характерна своей направленностью и создает определенное поведение. Доминанта является примером взаимодействия рефлексов.
-
Содержание
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.