Электрические явления в коре
Генерация в коре непрерывных электрических колебаний была обнаружена в 1875 году английским физиологом Р.Катоном и независимо от него А.Данилевским в 1876 году и польским физиком А.Беном в 1890 году.
Постоянная электрическая активность коры большого полушария получила название ЭЭГ (электроэнцефаллограммы). В настоящее время очень хорошо описаны характеристики ЭЭГ для различных состояний новой коры; точно измерены и проанализированы колебания. Колебания носят ритмичные характеристики и частота ритмики является довольно постоянной.
(Альфа) - Ритм
В спокойном состоянии при отсутствии внешних раздражений у человека от большой части новой коры регистрируется очень регулярный ритм с частотой 10 Гц (8 – 13) ампл. до 50мкв.
(Бета) - Ритм
Активное бодрствование (умственная деятельность, действия раздражителей. Частота выше 13 Гц, ампл. 20 – 25 мкв.
(Тета) - Ритм
Во время сна и при патологии. Частота 4-8 Гц, амплитуда 10-150 мкв.
(Дельта) - Ритм
Глубокий сон, глубокий наркоз, гипоксия. Частота 0,5-3,5 Гц, амплитуда 250 – 300 мкв.
Таким образом по ЭЭГ можно судить об общем функциональном состоянии организма.
Развитие коры.
До 4х месяцев развития плода кора гладкая, к 5ти месяцам образуются основные борозды, вторичные – после 6ти месяцев.
С возрастом меняется соотношение между массой мозга и поверхностью. Кора у новорожденных тоньше, чем у взрослых. Серое вещество плохо дифференцированно от белого, слои слабо дифференцированы.
После рождения развитие идет быстро, соотношение серого и белого вещества к 4м месяцам приближается к соотношению у взрослых.
В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжается развитие головного мозга, увеличивается количество ассоциативных волокон, увеличивается количество новых нервных связей.
Электрическая активность регистрируется с 5ти месячного возраста плода, но ритм нерегулярный. В ЭЭГ у 6ти месячного плода преобладают ритмы с частотой 5 Гц в секунду и более медленные 1-3Гц в секунду. У 8ми месячного плода электрическая активность уже постоянна.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.