5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
Непрерывная деятельность клеток коры головного мозга ведет к их утомлению и истощению. Сон или состояние покоя возникает временами у всех живых существ. Сон ограждает корковые клетки от полного истощения и создает условия для восстановления. Регулярная смена сна и бодрствования – необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
И.П. Павлов, проводя эксперименты с собаками по методу условных рефлексов, обратил внимание на то, что развитие внутреннего торможения ведет к вялости и сонливости подопытных животных. Иногда собаки погружались в сон во время частого применения тормозных раздражителей. Так что по Павлову сон и торможение – это один и тот же процесс. В работающих клетках коры головного мозга при предельной степени утомления возникает процесс торможения, прекращающий деятельность этих клеток. Торможение иррадиирует, охватывая всю кору, и даже распространяется на подкорковые центры, в результате наступает новое качественное состояние нервных клеток – сон.
Сон, по Павлову, не бездеятельное состояние нервных клеток, а процесс, направленный на обеспечение обмена веществ нейронов с целью восстановления их работоспособности во время бодрствования. В настоящее время считают, что во время сна мозг освобождается от избыточной информации и, предполагают, что происходит в это время перевод информации из кратковременной в долговременную память.
Павлов учитывал, что сон может возникнуть и в результате ограничения притока аффективных импульсов в кору. Это было показано в экспериментах с выключением восходящих путей на уровне ствола мозга и в клинических наблюдениях. Так, описан случай, когда больной, потерявший все виды чувствительности, кроме зрения на один глаз и слуха на одно ухо, немедленно засыпал, когда их закрывали. Исходя из этих фактов, Павлов считал, что условное торможение, развивающееся в коре, обусловливает активный сон, а прекращение обычного притока импульсов, тонизирующий кору –пассивный.
Быстроволновой сон – углубление сна сменяется периодами быстрых колебаний электрокортикограммы, похожих на наблюдаемые в период бодрствования, хотя пробуждение не наступает. Сон в этот период наиболее глубокий, разбудить в это время особенно трудно. Такой сон возникает периодически 3 – 5 раз за ночь длительностью до 90 минут. При этом сне снижается тонус скелетных мышц, но резко усиливается вегетативные процессы: пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, усиливается гормональная активность. Этот сон еще называется парадоксальным, создаются условия, способствующие возникновению сновидений, галлюцинаций.
Фазы сна с медленной волновой активностью называется медленным ортодоксальным сном. Медленный сон имеет корковое происхождение.
Быстрый сон – стволовое происхождение. Сохранение бодрствования или наступление сна зависит от корково-подкоркового отношений.
Сновидения. Распространяющееся торможение может «обходить» стойко возбужденные корковые участки, так называемые сторожевые пункты, благодаря которым спящий человек сохраняет способность живо реагировать на важные для него события. Поэтому утомленная мать после бессонных ночей у постели больного ребенка спит среди шума, хлопания дверей и разговоров, но мгновенно просыпается при плаче ребенка.
В некоторых случаях сновидения могут носить творческий характер. Известны случаи, когда творческие личности, поэты, музыканты ученые дорабатывали свои произведения и открытия во сне. Происходит это потому, что во сне деятельность мозга не прекращается.
У взрослых людей, а часто и у детей фазы переходного состояния протекают быстро. Но можно проследить ту или иную фазу. Например, можно обнаружить, что засыпающий ребенок не слышит громкого разговора, но реагирует на легкое прикосновение или на слова, произнесенные шепотом.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.