3. Средний мозг, структура и функции
Над варолиевым мостом расположен средний мозг. Верхний его отдел состоит из четверохолмия, нижний из ножек большого мозга. Четверохолмие состоит из передних и задних бугров. В четверохолмии находятся:
красное ядро,
черное ядро,
ядра глазодвигательного нерва – III пара черепно-мозговых нервов
ядра блокового – IV пара
красное ядро
черная субстанция
ретикулярная формация.
Рефлекторная функция
Ядра глазодвигательного нерва находятся в передних буграх четверохолмия. Они связаны с волокнами зрительных нервов. Здесь происходит первичный анализ зрительных раздражений. При рассматривании предметов происходит одновременное рефлекторное движение глаз и сужение зрачков, сопровождающееся движениями тела, т.к. ядра глазодвигательного нерва связаны с красным и другими ядрами. В задних буграх четверохолмия заканчиваются волокна слуховых нервов. Здесь происходит первичный анализ слуховых раздражений. Задние бугры участвуют в рефлекторных движениях ушей, головы и тела по направлению к звуку.
Красное ядро (крупное скопление серого вещества) регулирует:
Мышечный тонус;
Производство сложных движений (тонус мышц
Черное ядро состоит из интенсивно окрашенных клеток:
Регулирует мышечный тонус;
Точные мелкие движения, например пальцев рук;
Сложнорефлекторные акты, например жевание, глотание.
Дециребрационная регидность – состояние, которое характеризуется резким усилением тонуса мышц-разгибателей. Конечности сильно выпрямлены, голова запрокинута назад, хвост вытянут вдоль тела. Возникает при перерезке между ядром Дейтерса и красным ядром. У человека ригидность может проявляться не только при поражении структур среднего мозга, но и функций коры и пирамидного тракта.
Проводниковая функция
Обеспечивается наличием восходящих и нисходящих путей, многие из которых проходят через ножки мозга.
Рост и развитие среднего мозга связаны с развитием других отделов мозгового ствола и формированием его путей к мозжечку и коре больших полушарий головного мозга. К рождению он уже сформирован. На протяжение первого года жизни большие полушария оказывают все большее влияние на деятельность других отделов, в т.ч. и на средний мозг. В связи с этим с 4 – 5-ти месяцев появляются произвольные движения, которые управляются корой.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.