Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
План
1. Условия образования условных рефлексов в эксперименте.
2. Механизм формирования и пути замыкания условных связей.
3. Торможение в коре больших полушарий головного мозга, его виды. Возрастные особенности выработки условного торможения в коре больших полушарий головного мозга.
4. Инстинктивное поведение и его генетическая основа.
5. Сложные формы приобретенного поведения.
МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА.
ВИДЫ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ
Отличия условных и безусловных рефлексов
Условные и безусловные рефлексы имеют единую материальную основу – нервные процессы. В поведенческих актах условные и безусловные рефлексы представляют собой своеобразный сплав, единство врожденного и приобретенного. У взрослых животных «чистые» безусловные рефлексы практически не обнаруживаются. Все они как бы обрастают условными рефлексами.
Различия между этими двумя группами рефлексов носят относительный характер, но они важны для понимания механизма образования условнорефлекторных связей.
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
| |
Врожденные, видовые | Приобретенные, индивидуальные |
| |
Стойкие, стереотипные, мало-изменчивые | Изменчивые, могут возникать и исчезать |
| |
Имеют готовую к моменту рождения рефлекторную дугу | Дуга формируется в течение жизни с образованием временных связей |
| |
Осуществляются преимущественно низшими отделами ЦНС (подкорковыми ядрами, мозговым стволом, спинным мозгом) | Осуществляется преимущественно корой мозга с участием близлежащих подкорковых образований |
| |
Вызываются специфическими для данной деятельности раздражителями (корм, боль, свет и т.д.) | Не требуют специфического раздражителя: любой индифферентный сигнал может стать условным при его сочетании с безусловным |
| |
Примеры: Выделение слюны при попадании корма в рот; отдергивание лапы при болевом раздражителе. | Примеры: Выделение слюны в ответ на световой (звуковой) раздражитель; отдергивание лапы при даче условного сигнала без подкрепления. |
|
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.