Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
Разное поведение человека и животных направлено на удовлетворение многообразных потребностей. Это связано с мотивациями и эмоциями. О мотивационно-эмоциональной сфере человека судят по поступкам, мимике, выразительным движениям.
Мотивации (побуждения, влечения) определяются генетической программой и индивидуальным опытом, активизируются потребностями и проявляется в избирательном возбуждении мозговых структур, что приводит к реализации целенаправленного поведения.
Различают низшие и высшие мотивации. Низшие биологические мотивации – голод, жажда. Высшие мотивации те, которые социально обусловлены.
Первая попытка объяснить эмоции человека с позиций физиологии принадлежит И.М. Сеченову, он считал, что эмоции – это "рефлексы с усиленным концом в их последней фазе". Важное значение имели исследования Павлова, который связал появления эмоций с переделкой динамических стереотипов.
Павловские взгляды на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П.К. Анохина (1964) и информационной теории П.В. Симонова.
В головном мозге человека и животных методом вживленных электродов обнаружен ряд нервных структур, связанных с появлением разнообразных эмоциональных реакций. Наиболее широко такие зоны представлены в лимбической системе, гипоталамусе и ретикулярной формации. Ярким доказательством участие гипоталамо-лимбической системы в формировании эмоций служат опыты с раздражением указанных структур. Так, при электрическом раздражении миндалевидного комплекса у кошки проявляется агрессивность (фырканье, выгибание спины, расширение зрачков и т.д.). Удаление некоторых образований лимбической системы превращает ручных животных в диких зверей. Раздражение точечной области впереди гипоталамуса подавляет реакцию ярости. Разрушение этой зоны вызывает сильнейший приступ ярости. Оказалось, что вирус бешенства локализуется именно в тех участках лимбической системы, разрушение которых сопровождается агрессивностью.
В лимбической системе были обнаружены центры не только отрицательных (ярость, гнев, тоска, страх и т.д.), но и положительных эмоций (успокоение, удовольствие, радость и т.д.). Причем эти противоположные центры лежат очень близко друг от друга. Перемещение раздражающего электрода только Большая радость может смениться крайней степенью страха и т.д.
Эти филогенетически более древние низшие элементарные эмоциональные реакции, связанные с действием подкорковых нервных структур головного мозга относят к протопатическим (подкорковым) эмоциям. Их необходимо отличать от высших специфически человеческих эпикритических (корковых) эмоций, обусловленных деятельностью более молодых, в эволюционном отношении, корковых зон (например, моральные чувства человека).
Исследования показали, что качественная оценка эмоций происходит с участием молодых отделов (в эволюционном плане) коры. При корковых поражениях развиваются эмоциональные расстройства: от аффектов чрезвычайной силы до глубокой апатии – эмоциональной тупости. Регулирование специфических человеческих эмоций осуществляется лобными долями тесно связанными с лимбикой.
Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной системы, эндокринных желез.
Так что гормоны, другие биологически активные вещества участвуют в управлении эмоциями. Оказывают влияние на проявление эмоций и никотин, алкоголь и наркотики. Эти вещества вызывают у человека ложное состояние комфорта, но парализуют волю. Такой человек не может решать серьезные задачи и не испытывает радостных чувств от достигнутых побед.
Исходя из биологической теории эмоций П.К. Анохина можно считать, что отрицательные эмоции возникают всегда, если организм (система) не может достичь полезного результата. Положительные эмоции возникают при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.
Информационная теория эмоций Т.В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, избыток – положительные.
У детей до 3-х лет превалируют низшие протопатические эмоции. Причем положительные эмоции надо воспитывать. Есть критический период до 3-х лет, если их не воспитать, то потом это сделать трудно. Это обусловлено низким уровнем развития психики. По мере созревания низшей нервной структуры – коры головного мозга происходит совершенствование психических процессов ребенка. Примерно с 3 – 4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. Но они еще слабы и уступают сильным биологическим потребностям. Так что для детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.
Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей и рисование. Период с двух-трех лет до семи называется возрастом афферентности. Дети в этом возрасте эмоционально раздражимы, т.е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20 – 22 годам, когда завершается формирование высших отделов нервной системы.
Эмоции для человека очень важны. Отрицательные – сигнал о нарушении гомеостаза – относительное постоянство внутренней среды. Положительные - награда организму за труд, затраченный в процессе достижения полезного результата. П.В. Симонов утверждает, что положительные эмоции сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно – рефлекторных реакций. В стрессовых ситуациях эмоции помогают вскрыть все резервы организма для получения необходимого результата.
Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Чтобы информация воспринималась ребенком и прочно запоминалась, она должна быть преподнесена ярко, эмоционально.
Вот почему учебно-воспитательная работа должна обязательно учитывать эту особенность и обязательно затрагивать эмоциональную сферу. Психологи выделяют даже специальный вид познавательных эмоций, физиологическую основу которых составляют ориентировочные рефлексы.
Исходя из этого первостепенной задачей педагога является развитие познавательных эмоций (гностических) у детей и подростков.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.