logo
ЦНС и ВНД

Речь, ее физиологические механизмы

Речь у человека возникла в результате необходимости общения в трудовой деятельности. Словом обозначают все, что действует на наши органы чувств, при этом можно мыслить абстрактно, т.е. отойти от конкретных образов, предметов. Поэтому речь – это не только средство общения людей, но и форма или средство мышления. Человек рождается с наследственной возможностью говорить. Однако для ее реализации необходимо научить ребенка пользоваться словом в качестве сигнала, несущего в себе ту или иную информацию. Это возможно только в определенном возрасте до 5 – 6 лет. В мире известно несколько десятков случаев воспитания детей дикими животными. В дальнейшем эти дети не смогли овладеть речевой функцией, т.к. у них не развились ответственные за речь структуры мозга.

Слово выполняет несколько функций:

1). Аналитическую – сигнализирует о предмете, выделяет его.

2). Синтетическую – обобщающее значение слова.

3). Понятийную – воспринимается не как звук, а как понятие.

Обобщающее значение слова развивается постепенно.

1-я степень обобщения – слово замещает чувственный образ определенного предмета (конец 1 года – начало 2 года).

Ляля – только данная кукла, елка –это только конкретный предмет.

2-я степень обобщения - (конец 2 года)

Ляля – несколько кукол, елка -– несколько предметов.

3-я степень обобщения (не раньше третьего года жизни)

Куклы, мячи и кубики - игрушки

Елка –дерево.

4-я степень обобщения (с 4,5 – 5 лет)

Игрушки, одежда, еда и др. – вещи.

Елка - растение.

Речь имеет две стороны: сенсорную (понимание речи) и моторную (активная речь).

Речь, слово значительно повысили способность мозга отражать действительность. Речь обеспечивает высшие формы анализа и синтеза.