Десинхроноз. Устранение его последствий
Десинхроноз это рассогласование суточных ритмов организма по фазе с физическими и социальными датчиками времени в условиях вечерних и ночных смен постоянно сопровождается десинхронозом – нарушение исходной архитектоники циркадной системы организма.
Десинхроноз, или рассогласование биологических ритмов – явление, получившее определенное распространение и среди отдельных студентов, которые, игнорируя законы биоритмики, не научились правильно организовывать ритм своей жизни. А ведь давно известно, что самым надежным и могучим рычагом победы человека над собой и окружающим миром является глубокое знание закономерностей природы.
Биоритмы – орудие естественного отбора. В борьбе за существование выживали лишь те организмы, которые могли чувствовать и измерять время. Приведем такой пример. Известно, что с наступлением зимы многие животные укладываются в спячку в удивительно точно избранный день. Если животное потревожить во время спячки, то оно, как правило, не доживет до весны. Так зачастую погибает медведь-шатун, некоторые виды сурков, сусликов, не улегшихся в спячку по тем или иным причинам.
Следует отметить, что бурное развитие современной авиации и космонавтики стало одним из важных стимулов для изучения проблемы биологических ритмов. Непрерывное увеличение скорости и продолжительности полетов летательных аппаратов приводит к тому, что их пассажиры за короткое время преодолевают огромные расстояния. Известно, что разница во времени между каждым меридианом составляет 4 минуты. Зона в 14 меридианов составляет один часовой пояс. Всего таких поясов 24, а разница во времени в каждом из них составляет 1 час.
Давно замечено, что при переезде в места с другим поясным временем наблюдается существенные нарушения деятельности различных функциональных систем организма усталость, расстройства сна, пищеварения особенно знакомы жителям Восточной Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Чукотки и Сахалина, все чаще выезжающим в европейскую часть страны в командировки, в отпуск, на санаторное лечение.
При изменении режима труда и отдыха, сопровождающемся изменением суточного ритма, необходимо соответственно изменять график и режим питания.
Резкая смена поясного времени отражается также на спортивных достижениях, особенно если соревнования проводятся в первые дни после перелета. В этом убеждают высказывания многих выдающихся спортсменов. По мнению неоднократной олимпийской чемпионки Л. Скобликовой, определенная доля в неудачном выступлении на первенстве мина спортсменов принадлежит смещению поясного времени и отсутствию научно обоснованной подготовки спортсменов с учетом новейших достижений науки и биоритмологии.
Согласование, то есть синхронизация биологического времени с астрономическим, в основном· происходит в течение 2 недель. Человек, приехавший в новое полушарие, должен постепенно адаптироваться к новому поясному времени, пока не наступит синхронизация его биологического времени с местным временем.
Современный этап научно-технического прогресса предъявляет новые требования к вузовскому педагогическому процессу, ведет к интенсификации умственного труда студентов. Все отчетливее заявляют о себе в этих условиях проблемы интеллектуального и эмоционального напряжения обучаемых. В первые же месяцы студенческой жизни молодой человек вынужден в значительной степени ломать свой динамический стереотип и перестраиваться на новые ритмы. Такая перестройка и адаптация к учебе и жизни в вузе вызывает у студентов высокое психоэмоциональное напряжение. Постоянно повышается и информационная нагрузка студентов дисциплинами учебного плана, для усвоения которых требуется значительное интеллектуальное напряжение. Вот почему, основываясь на достижение науки, необходимо с первых дней обучения в вузе вырабатывать у каждого студента психическую адаптацию высокого уровня, достаточный резерв физических и духовных сил, чтобы обезопасить молодых людей прежде всего от различных отклонений в психофизиологической деятельности. Именно поэтому в наш век, когда у человека дел невпроворот и времени в обрез, особенно важно научиться искусству жить – правильно организовать режим труда и отдыха. Мы все живем в одном пространстве и времени, а этим искусством владеем по-разному. Одни сохраняют в течение учебы и всей жизни высокую трудоспособность, другие чахнут смолоду.
В соответствии с суточной периодикой сейчас учеными уже составляются своеобразные «слуховые» и «интеллектуальные» меню, чтобы предупредить угнетение функций высших отделов центральной нервной системы. Большую роль в лечебно-оздоровительных учреждениях и учебных заведениях играет так называемая функциональная музыка, а точнее – одна из ее выразительных средств – ритм (ритмотерапия, ритмопедия). Это важно для поддержания на высоком уровне таких качеств, как память, внимание, координация движений, мышечная свобода.
Изучение биологических ритмов поможет раскрыть механизмы различных космических и географических факторов в их действий на процессы жизнедеятельности и тем самым изыскать средства целенаправленного влияния на регуляторные адаптивные функции организма и выдать научно обоснованные рекомендации для клинической практики и многих других дисциплин.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.