Особенности поведения нервных детей
Нервность чаще развивается у детей слабого типа ВНД, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительного действия раздражителями: шум, поведение взрослых, запреты, подавление инициативы, перегрузка информацией.
Нервные дети этого типа заторможены, пугливы, застенчивы.
У детей других типов ВНД нервность встречается реже и проявляется менее заметно.
У детей при невротических реакциях встречается расстройство функций различных органов: речи, пищеварения, мочеотделения и др. У некоторых детей может быть один симптом, у других – несколько.
2. Большинству нервных детей свойственна эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменение t воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха.
Периоды возбуждения сменяются периодами торможения – угнетения, настроение и поведение резко меняются.
Постоянные запреты вызывают бурный протест. Дети стремятся поступать наперекор взрослым. Такое поведение называется «негативизмом». Повелительный тон и насилие не помогут, а лишь усилят это болезненное состояние.
СТРАХИ
У маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: собака, выскочившая из-за угла, человек в маске, громкий звук. Это естественно, у здоровых детей проходит быстро. У нервных детей чувство пережитого страха остается надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков, боятся животных, насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы. Страх возникает ночью под впечатлением тревожных сновидений.
НАРУШЕНИЕ СНА
Нарушение сна наблюдается довольно часто. С трудом засыпают, спят неспокойно, часто просыпаются с жалобами на боли в руке, ноге и т.д., просят пить, требуют игрушек. Могут ходить во сне. Если дверь открыта, могут выйти на улицу. Ребенка надо осторожно уложить в постель, не испугать и не ждать, чтобы он улегся сам.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
Могут бурно проявлять свои переживания: изгибаются, мышцы судорожно сокращены, тело напряжено. Старшие бьются руками, ногами, головой о пол.
Может возникнуть торможение под влиянием сильных психических переживаний – торможение двигательной сферы – парезы, параличи конечностей, глазных мышц – косоглазие.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
Сосание пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм – эти привычки часто встревоженных детей, в воспитании которых допущены ошибки: запугивание, одергивание. Невротические состояния осложняются.
РАССТРОЙСТВО РЕЧИ
Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет). При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или слоги, или делают внезапные остановки в середине слова, иногда фразы. Дыхание становится неровным прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движение рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, говорит шепотом, предпочитает молчать. Такие дети изъясняются жестами, застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей.
Разговаривать с ними надо спокойно, не торопясь, внятно, слова не разбивать на слоги. Необходимо такого ребенка показать логопеду, посоветоваться с врачом – невропатологом.
ЭНУРЕЗ
Энурез встречается довольно часто: в ночном и в дневном сне. Энурез – сложный комплекс симптомов – целостный синдром включает:
- непроизвольное мочеиспускание во сне;
- изменение двигательной активности;
- нарушение эмоционального поведения.
Непроизвольное мочеиспускание происходит начиная с 3 лет и старше (до этого – физиологическая норма). Различаются различные формы энуреза: простую, невротическую, невропатическую, эндокринопатическую, эпилептическую и дипластическую.
Принудительное пробуждение – недопустимо, вызывается нарушение структуры сна и затрудняет выработку условных рефлексов. В начале заболевания ребенок мочится за ночь 1 – 2 раза, в запущенных случаях – 4 раза и больше. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими – 1 - 2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения – способствует энурезу.
Энурез отрицательно сказывается на психике ребенка. Дети стыдятся , болезненно реагируют на насмешки, развивается робость и неуверенность в себе.
Нельзя упрекать, стыдить, надо убедить, что это не результат плохого поведения, а болезнь.
Следует обратиться к врачу и лечить.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.