Сенсорные зоны
Сенсорные зоны – центральные отделы анализаторов. Не имеют четко очерченных границ и на периферии несколько перекрывают друг друга. При поражении наступает потеря определенной чувствительности.
Первичные сенсорные области коры, где заканчиваются проекционные волокна афферентных систем.
1. Первая сомато-сенсорная область –постцентральная извилина, позади роландовой борозды. Это корковая проекция систем кожной чувствительности и чувствительности двигательного аппарата.
Различные участки тела имеют в ней четкое пространственное (тоническое) представительство. Причем, область, на которую проецируется поверхность наиболее чувствительных участков тела – губ, языка, подушечек пальцев – по размеру почти такая же, как область, представляющая все туловище (количество рецепторов примерно соответствующее).
2. Вторая область сомато-сенсорной чувствительности расположенной вентральнее (в области сильвиевой борозды).
Ядро и периферия.
Самый большой размер имеет сенсорнаяй область кисти рук, голосового аппарата и лица. Наименьший – туловища, бедра, голени.
Вкусовая – в теменной доле в нижней части заднецентральной извилины.
Обонятельная – структуры старой и древней коры.
2) Первая зрительная область – поле 17 (внутренняя поверхность затылочной коры).
Имеется точное топическое представительство периферического рецептивного поля сетчатки. Каждой точке на сетчатке соответствует участок в зрительной коре, на которую она проецируется. У млекопитающих в связи с особенностью перекреста зрительных путей в каждое полушарие проецируется одноименные половины сетчаток (т.е. в левое – обе правые их половины, в правое – обе левые), поэтому зрительные поля обоих глаз как бы накладываются друг на друга в каждом полушарии. Это основа бинокулярного зрения, обеспечивает способность видеть все в единственном числе и объеме.
Вторая зрительная область (поле 18) - связь с движением глаз
Третья зрительная область (поле 19)
Первая слуховая зона (поля 41 и 42) нижняя поверхность сильвиевой борозды.
В разных ее участках представлены части кортиева органа улитки.
Вторая зона – в эктосильвиевой извилине (ниже первой). Третья – в островке.
4) Менее ясна локализация области вкусового анализатора. Предполагают, что в участках постцентральной извилины совпадают с тактильной чувствительностью языка. Это нижняя часть заднецентральной извилины, поле №43. Разрушение проекционных зон приводит к выпадению соответствующей чувствительности. При раздражении вызывается появление соответствующих ощущений. При этом раздражение первичных областей вызывают простые ощущения, вторичных – значительно более сложных.
Моторные зоны – раздражение которых вызывает четкие и постоянные двигательные эффекты.
Первая двигательная область – у приматов прецентральная извилина (поля 4 и 6).
Дополнительная двигательная область – медиальная поверх коры.
Характерна топическая локализация двигательных функций. Она примерно совпадает с пространственным органом сомато-сенсорной зоны. Очень большой участок определяет движения пальцев рук, лицевые мускуля и мускулы языка и значительно меньшей – мышц туловища и нижних конечностей.
Удаление двигательной коры вызывает нарушение двигательной функции, но она быстро восстанавливается. Глубина нарушения чрезвычайно зависит от того, как было проведено разрушение. Если двусторонне удалить всю область – приводит к тяжелым трудно обратимым процессам, нарушаются произвольные движения. Одностороннее удаление – нарушения постепенно стираются. Очевидно, что между двигательными областями полушарий существуют тесные связи, обеспечивающие большие возможности для пластичности и компенсации двигательных функций.
Больше того, полное удаление одного полушария у детей 4-5 лет (в связи с водянкой мозга, например) ведет через несколько лет почти к полной компенсации функций (на первый взгляд неотличимы). У взрослых же – нет эффективной компенсации.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.