Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
План
Структура и функции спинного мозга.
Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
Структура и функции среднего мозга.
Структура и функции мозжечка.
Структура и функции промежуточного мозга.
Большие полушария головного мозга, их структура и функции.
Ретикулярная формация мозга.
Лимбическая система мозга.
Подкорковые структуры, их роль.
Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
Функции коры больших полушарий. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны.
Функциональная ассиметрия головного мозга.
Электроэнцефалограмма. Возрастные особенности.
Спинной мозг представляет собой длинный тяж, расположенный в позвоночном канале. Вверху он постепенно переходит в продолговатый мозг, внизу заканчивается на уровне 1-2-го поясничных позвонков. На месте отхождения нервов к рукам и ногам есть 2 утолщения: шейное - на уровне от 2-го шейного до 2-го грудного и поясничное - на уровнея 10-го грудного позвонка с наибольшей толщиной на уровне 12-го грудного позвонка. Средняя длина спинного мозга у мужчины – 45см, у женщины 41 – 42см, средний вес 34 – 38г.
Спинной мозг состоит из 2-х симметричных половин, соединенных узкой перемычкой или спайкой. На поперечном разрезе видно, что посередине находится серое вещество (тела нейронов). В нем различают два больших широких передних рога и два более узких задних рога. В передних рогах находятся двигательные нейроны, от которых отходят центробежные нервные волокна, образующие передние или двигательные корешки, а через задние корешки в задние рога входят центростремительные нервные волокна спинномозговых узлов. В сером веществе также располагаются кровеносные сосуды.
Серое вещество окружено белым, которое состоит из продольно расположенных мякотных и безмякотных волокон, нейроглии и кровеносных сосудов. В каждой половине спинного мозга белое вещество разделяется рогами серого на 3 столба: передние, боковые и задние. Линии входа и выхода корешков делят белое вещество на канатики. Каждый столб состоит из отдельных пучков волокон, которые формируют проводящие пути спинного мозга.
Спинной мозг имеет сегментарное строение: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясных, 5 крестцовых, 1 – 3 копчиковых сегментов.
Из каждого сегмента выходит две пары корешков, соединяющихся в два спинномозговых нерва, состоящих из центростремительных – чувствительных и центробежных – двигательных нервных волокон. Каждый нерв начинается у определенного сегмента спинного мозга, двумя корешками: передним и задним, который заканчивается у спинномозгового узла и, соединяясь вместе кнаружи от узла, образуют смешанный нерв. Всего 31 пара спинномозговых нервов.
Спинной мозг покрыт тремя оболочками - твердой, паутинной и сосудистой. Наружная твердая оболочка состоит из плотной соединительной ткани с большим количеством эластичных волокон. Паутинная оболочка плотно прилегает к наружной твердой оболочке. Она состоит из рыхлой соедительной ткани, в ней циркулирует спинномозговая жидкость. Поверхность спинного мозга покрыта тонкой нейроглиальной сосудистой оболочкой, в которой находятся кровеносные сосуды.
Поддерживающей основой спинного мозга является нейроглия. Она составляет 60 – 90% всей массы мозга. Это опорная шкала, она участвует в обмене веществ головного мозга и особенно нейронов, в ней происходит нейросекреция.
Спинномозговые нервы иннервируют определенные участки кожи и мышцы. Для задних корешков характерен принцип сегментарности. Каждый сегмент иннервирует три соответственных ему метамера тела.
Для передних корешков принцип метамерности сохраняется только для межреберных мышц.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.