logo search
от гнедовой / послед

Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы – люди невысокого роста (Наполеон, А.В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться компенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

По мнению Адлера, возможно, что физическая неполноценность органа или функции компенсируется, восполняется за счет развития какой-либо психической функции (Адлер рассматривал в первую очередь физический дефект, потому что в 20–30-е годы XX в. в Европе была эпидемия полиомиелита, который приводил к физической немощи и инвалидности, да и сам он в детстве был слабым, болезненным ребенком).

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение) – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Гениальность догадки А. Адлера в том, что он объясняет: именно компенсация, неосознаваемые, а тем более сознательные попытки тренировать орган или функцию, восполнить ее за счет других психических свойств и функций, делает психическое развитие, с одной стороны, полноценным (если оценивать по уровню достижений); а с другой – оригинальным, уникальным процессом.

Бетхо́вен, Лю́двиг ван (нем. Ludwig van Beethoven, 17 декабря 1770, Бонн, Германия – 26 марта 1827, Вена, Австрия) – великий немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх т.н. «венских классиков».

Бетховен – ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

В 1796 Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит – воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Гейлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо Гейлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству. «Мне казалось немыслимым покинуть свет, – пишет Бетховен, – раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».

В Гейлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Из-за глухоты Бетховен отделяется от мира, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы композитор работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сначала в Вене, а потом в Праге.

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читал (то есть слушал внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривал сборник песен Шуберта, знакомился с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта».

Бине́, Альфре́д (фр. Alfred Binet; 11 июля 1857 – 18 октября 1911) – французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. Стремился утвердить объективный метод исследования в психологии. Известен, прежде всего, как составитель (совместно с Т. Симоном в 1905 году) первого практического теста интеллекта, называвшегося «шкала умственного развития Бине-Симона» (аналога современного IQ-теста). Позднее, в 1916 году, шкала Бине-Симона была переработана Л. Терменом в «шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине» (англ. «Stanford-Binet Intelligence Scale»).

Родился в 1857 г. в Ницце. После окончания лицея получил лицензию на право заниматься юридической деятельностью. Занявшись самообразованием, работал под руководством Ж. Шарко, который в то время возглавлял клинику Сальпетриер. Занимался проблемами гипноза и истерии. В 1894 г. получил докторскую степень за исследования нервной системы насекомых. В этом же году стал директором психологической лаборатории в Сорбонне и основал первый психологический журнал во Франции. Диапазон интересов Бине – от животного магнетизма до особенностей игры в шахматы вслепую. Профессор Бухарестского университета. С 1894 года совместно с В. Анри проводил исследования со школьниками Парижа, пропагандируя методы измерения индивидуальных различий. Знакомство с клиницистом Т. Симоном в 1899 г. переросло в совместную работу над тестом для измерения интеллекта, который появился в 1905 г.

Бине вошел в историю психологии не только в качестве создателя тестов интеллекта, но прежде всего как один из основателей экспериментальной психологии. Умер Бине в 1911 г. в Париже.

Симон, Теодор (фр. Théodore Simon; 1873–1961) – французский психолог, руководитель Педагогической лаборатории в Париже. В 1920–1930-х годах заведовал колонией для умственно отсталых. В 1905 году совместно с А. Бине разработал первый тест для измерения интеллектуальных способностей (т.н. «IQ-тест»).

Брайль, Луи (фр. Louis Braille, 4 января 1809, Кувре (пригород Парижа) – 6 января 1852, Париж) – французский тифлопедагог.

В 3-летнем возрасте Брайль ослеп, поранившись шилом. В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт слепых (шрифт Брайля). А так как он был талантливым музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837). В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с 1885.

К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон.

История создания «шрифта Брайля»2

Ярмарка «St. Ovid’s Fair» была одним из самых зрелищных мест Парижа. С 14 августа по 15 сентября каждый год уличные торговцы, циркачи, кукольники демонстрировали здесь свое мастерство. В 1771 году молодой человек по имени Валентин Хауи посещает ярмарку и подает милостыню слепому мальчику. К его изумлению, мальчик назвал номинал монеты. Так Хауи осознал, что слепые могут постигать грамоту при помощи осязания. 12-летний нищий Франсуа Лезюер становится его первым учеником. Валентин учил его читать, сначала используя рельефные деревянные буквы, из которых формировал слова. Франсуа был талантливым учеником и через 6 месяцев научился осязать напечатанные страницы. Хауи представил ученика Королевской Академии, где его умение ошеломило ученых мужей. Так появился рельефно-линейный шрифт. Люди водили пальцами по выпуклым (рельефным) буквам, складывали их в слова и предложения. Революционное изобретение стало распространяться в мире. В 1806 году Валентин Хауи приезжает в Петербург по приглашению Александра I. В основанном В. Хауи «Петербургском институте слепых детей» стали печататься книги: так было положено начало существованию первой в России библиотеки для слепых.

Изобретатели-последователи Хауи пользовались принципиально неверной предпосылкой: «что удобно для видящих, то удобно и для слепых». По системе Хауи нужно было «прочитывать» стандартные выпуклые буквы, довольно часто имевшие замысловатые очертания. Изобретатели в первую очередь стали предлагать выпуклые шрифты с оригинальными или упрощенными начертаниями букв.

В 1831 году англичанин Джеймс Гол ввел угловой выпуклый шрифт, который использовался какое-то время в приюте для слепых. Олстон из Эдинбурга предложил свой шрифт, базировавшийся на латинском алфавите. Шрифт Олстона очень напоминает один из сегодняшних компьютерных шрифтов – Arial.

Изобретательская мысль не стояла на месте, и в 1838 году Лукас предлагает оригинальные «закорючки». Эта система – своего рода стенография. Буквы выбраны произвольно и состоят из линий с точкой на одном конце или без точки. Система Лукаса никогда не использовалась для обучения.

Доктор Моон в своем шрифте 1845 года попробовал сохранить основные формы латинского алфавита. Его системой пользовались еще в начале ХХ века. Но, несмотря на кажущуюся простоту начертания, все существовавшие системы имели общие недостатки – слишком много времени для прочтения и большая стоимость изготовления книг.

В январе 1809 года в маленьком французском городке Кувре родился Луи Брайль. В детстве он случайно поранил глаз шорным ножом и ослеп. В 1819 году Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по книгам системы Хауи, очень большим и дорогим. Школа в Париже располагала всего лишь 14 такими книгами, которые Луи успешно проштудировал, ощупывая каждую букву.

Система Хауи была несовершенной. Чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд, и когда человек достигал конца предложения, то почти забывал о том, что было вначале. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко.

И снова помог случай. В то время во французской армии использовался оригинальный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для прочтения нужно было зажигать спичку, а следовательно – демаскироваться. Буквы представляли собой пробитые в картоне отверстия.

Читать такое письмо было намного проще, чем гигантские книги с рельефными буквами. Луи овладел этим методом, но разглядел и его недостатки. Армейский код был медленным, и на странице помещалось всего одно или два предложения, что годилось для передачи координат противника, но абсолютно не подходило для письма. Изобретение Барбье дало Луи творческий импульс, и он создал систему рельефно-точечного письма, позволявшую записывать буквы и цифры, химические и физические знаки. В 1824 году он ввел «ячейку», состоявшую из двух вертикальных рядов по 3 знака в каждом. Это давало 63 комбинации. Ощупывая каждую ячейку, человек может быстро и надежно распознать каждую букву. Это, разумеется, легче, чем ощупывать несколько линий рельефных букв системы Хауи.

Один великий ученый сказал, что каждое открытие или изобретение проходит в своем развитии 3 этапа. Первоначальная реакция окружающих: «это чепуха – этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Затем – «в этом что-то есть», и потом – «это знают все». Столкнулся с этим и Брайль. В 1829 году он предложил свою систему совету института, но совет ее отверг. Главным аргументом было то, что разработанный шрифт неудобен для зрячих преподавателей. Несмотря на неодобрение ученых мужей, Брайль внедряет свой шрифт. У простых людей его система пользуется все большей и большей популярностью, и в 1837 году совет снова возвращается к ее рассмотрению. На сей раз Брайль получил поддержку.

Изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конце концов во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых – наилучшая. Брайль создает и специальный прибор для письма (напоминающий перфоратор), который с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года и похоронен в родном городке Кувре. В мае 1887-го в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.

Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос – достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения?

Сейчас исследуются возможности подсоединения телевизионных камер непосредственно к окончаниям зрительных нервов. Получены первые положительные результаты, но данная технология находится только в стадии испытаний и может быть применена к ограниченному количеству людей, так что без осязательных аппаратов не обойтись. Ученые в своих исследованиях идут дальше. Так, группа Кришнакутти Сатья из Университета Эмори исследовала работу мозга слепых при чтении ими текстов, напечатанных азбукой Брайля. Сканируя мозг подопытных, ученые установили, что при ощупывании букв пальцами работают зрительные центры мозга – причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами. Проводившееся в этот момент сканирование их мозга методом магнитного резонанса показало, что зрительные центры работают столь же активно, как и осязательные. Что это значит, пока неясно, но факт очень интересный.

Шрифт Брайля для слепых

Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту.

Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке – сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней – точка 2, в нижнем правом углу – точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней – точка 5, в левом нижнем – точка 6.

Рис. 1. Нумерация ячейки при чтении

Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для ее распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками – 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали. Стандартная страница с текстом Брайля вмещает до 25 строк по 40–43 ячейки.

Существует всего 63 различных символа. Вследствие такой ограниченности общего числа различных комбинаций точек часто используются двуклеточные знаки (состоящие из двух знаков, по отдельности имеющих свои функции), дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т.д.). Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

Для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности – прибор и грифель.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

.

!

-

«

»

(

)

,

?

Рис. 2. Шрифт Брайля

Выго́тский Лев Семёнович (5 (17) ноября 1896 – 11 июня 1934, Москва) – советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.