Типология человека Кречмера
Специфика обменных процессов и эндокринных реакций составляет сущность функциональной конституции. Конституция в широком смысле (включая генетическую, морфологическую и функциональную) представляет интерес потому, что ее считают ответственной за своеобразие реактивности организма. Считается доказанной неодинаковая восприимчивость людей разных конституционных типов к действию внешних и внутренних факторов. В настоящее время насчитывается более ста классификаций конституции человека, основанных на различных признаках. Поэтому существуют конституциональные схемы, в основу которых положены морфологические, физиологические, эмбриологические, гистологические, нервно-психические и другие критерии. Попытки классифицировать человека по строению тела, особенностям поведения либо предрасположенности к тем или иным заболеваниям восходят к глубокой древности, к временам Гиппократа. Он впервые связал особенности телосложения людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые – к туберкулезу.
Э. Кречмером была разработана следующая типология телосложения:
Астеник (от греч. «слабый») отличается слабым ростом «в толщину» при большем росте «в длину»; худой, тонкий, с бедной соками и кровью кожей, узкими плечами, длинной и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. Нижние конечности длинные и худые. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин, но они не только худощавы, но и малорослы. Бросается в глаза их преждевременное старение.
Пикник (от греч. «толстый», «плотный») – среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем, круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает тенденцию к ожирению.
Атлетик (от греч. «борьба», «схватка») имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.
Кроме названных типов, Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, характеризующийся бесформенным строением и различными деформациями телосложения.
Левин, Курт (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 – 12 февраля 1947) – немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов – уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Теория поля
Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность – своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.
Леонгард, Карл (нем. Karl Leonhard, 1903–1988) – выдающийся немецкий психиатр.
Специалист в области психологии акцентуированных личностей. Разработал типологию акцентуированных личностей. Автор работы «Акцентуированные личности», где на материале анализа художественной литературы давались иллюстрации акцентуированным типам личности. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.
К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как:
гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);
дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);
аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);
тревожный (боязливость, робость, покорность);
аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ);
эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).
К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как:
демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон);
педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам);
застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию);
возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).
Наконец, к личностному уровню были отнесены типы:
экстравертированный;
интровертированный
Особо стоит обратить внимание на то, что определения экстраверсии и интроверсии по Леонгарду находятся в противоречии с другими распространёнными определениями данных терминов (по Айзенку, по Майерс-Бриггс, в соционике). Экстраверт по Леонгарду – это конформист, восприимчивый к влиянию среды, в то время как интроверт – личность волевая, с чёткими ценностями, по которым не боится противопоставлять себя среде. Для сравнения: Айзенк связывает экстраверсию с общительностью и инициативностью, интроверсию – с замкнутостью и сдержанностью.
По всей видимости, такое толкование не случайно. Ещё автор данных терминов Карл Густав Юнг, будучи (по его собственной классификации) мыслительным интровертом, в некоторых фрагментах своих работ примешивал к определению интроверсии также некоторые черты мыслительных типов и, наоборот, к определению экстраверсии – некоторые черты этических (переживающих) типов. Леонгард же просто перенёс акцент именно на логику и этику, причём в их наиболее экстремальных проявлениях.
В связи с тем, что не только в России, но и во многих других странах психологи опираются на трактовку данных терминов по Айзенку, а психиатры – по Леонгарду, такое терминологическое расхождение создаёт проблему в нахождении общего языка между ними.
Леонтьев Алексей Николаевич (5 февраля 1903 – 21 января 1979, Москва) – выдающийся отечественный психолог, занимавшийся проблемой сознания и деятельности. Основал (1966 год) и руководил факультетом психологии МГУ в 1960–70-е годы.
Разрабатывал в 1920-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших её новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д.Б. Элькониным, и в то же время затормозило изучение врождённых психологических различий. При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.
Теория деятельности или деятельностный подход
Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание – это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей.
Липпс, Теодор (нем. Theodor Lipps, 28 июня 1851 – 17октября 1914) – немецкий философ, психолог, эстетик.
«Если психическое событие прерывается или тормозится в естественном течении или если в последнее вступает в каком-либо пункте чуждый элемент, то там, где наступает перерыв, задержка или возмущение течения психического события, там происходит затопление. Энергия концентрируется в данном пункте, повышается и может преодолеть задержку. Она может пойти окольным путем. Среди много другого сюда относится высокая оценка того, что утрачено или даже только того, что повреждено... Всякая целесообразная деятельность необходимо совершается по путям предшествующего бесцельного или автоматического события тогда, когда возникает препятствие. Энергии в месте запруды присуща тенденция к движению в сторону... Цель, которой нельзя было достигнуть прямым путем, достигается благодаря силе затопления одним из таких обходных путей»3.
Личко Андрей Евгеньевич (1926–1996) – заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Опираясь на труды П.Б. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию акцентуированных личностей.
Автор руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая наркология», а также нескольких монографий по подростковой психиатрии. Основные направления научных исследований – диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактерологическая диагностика.
Лурия Александр Романович (16 июля 1902, г. Казань – 14 августа 1977) – известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л.С. Выготского. С 1945 г. профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1966–1977). В течение более чем 50-летней научной работы А.Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Следуя идеям Л.С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
Создал новое направление – нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе существуют исследования человека в данном контексте).
Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А.Р. Лурия на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы.
Монтессо́ри, Мария (31 августа 1870 – 6 мая 1952) – итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка.
Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
После того как работа Монтессори в Римском Доме ребенка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке (около 1913), хотя этот интерес затем остыл. Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах. Из Нидерландов, где она находилась с 1936 года, Монтессори, по приглашению Теософского общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале, которая функционировала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где умерла в 1952 (Ноордвик-ан-Зее). Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день). Сын Марии Монтессори Марио возглавлял эту организацию до своей смерти (1982).
Монтессори происходила из буржуазной семьи, была верующей христианкой, много путешествовала. Была убежденной сторонницей борьбы за права женщин и за человеческие права каждого индивидуума в целом. Работая в психиатрическом отделении госпиталя, Монтессори обратила внимание на так называемых «слабоумных» детей. В продолжение терапии она пришла к выводу, что эти дети вовсе не слабоумны, а лишь не получили никаких стимулов к развитию. Мария Монтессори разработала специальный учебный материал, чтобы стимулировать этих детей, который позже назвала «чувственным материалом». Через стимулирование чувственных ощущений детей удавалось пробудить любознательность детей и привлечь их внимание к педагогическому материалу. Результаты работы со «слабоумными» поражали, эти дети по многим параметрам превзошли «нормальных». Проанализировав полученный результат, Мария Монтессори переключилась на детей «нормальных» и в дальнейшем работала с ними. В 1907 году Монтессори основала в одном из бедных районов Рима, Сан-Лоренцо, первый «Дом ребенка» (Casa dei Bambini). В этом доме уличные дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.
Певзнер Мария Семёновна (1901–1989) – видный отечественный ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог. Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.) в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).
Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И.Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном изучению поведения человека. Мария Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л.С. Выготским, который высоко оценил ее научный доклад по патологии поведения у детей, перенесших энцефалит, и предложил ей сотрудничество. В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему «Психопатические состояния в детском возрасте».
В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора. С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление – генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки – клиническая дефектология.
У М.С. Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них 16 монографий, пособий и сборников научных трудов (две – авторские монографии, а остальные книги в соавторстве с другими специалистами). Ее книга «Дети-олигофрены» (1959) была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. Другие работы М.С. Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития.
М.С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской Федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии. С 1973 г. она была переведена на должность профессора-консультанта, и продолжала активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, руководство аспирантами и консультирование докторантов. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности слепоглухих.
Совместно с сотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой) М.С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. М.С. Певзнер была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т.д.
Научные идеи и мысли М.С. Певзнер, ее фундаментальные труды не утратили своей значимости и актуальности до настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Ею созданы классификации олигофрений, задержек психического развития (по сути, это типологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико-психолого-педагогической помощи для этих категорий детей), исследовались причины школьной неуспешности. Работа «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967, в соавтор. с Т.А. Власовой) стала предтечей специального учебного предмета «Основы дефектологии» для педагогических ВУЗов. Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе Л.С. Выготском.
Ричард III (1452–1485) – английский король, одиннадцатый ребёнок и четвёртый сын герцога Ричарда Йоркского и Сесилии Невилл, дочери герцога Уэстморлендского, младший брат короля Эдуарда IV.
Это одна из самых противоречивых фигур в английской истории, его восшествие на престол окутано тайнами и интригами. Детство Ричарда проходило в условиях войны Алой и Белой Розы. Ему даже пришлось вместе с младшими братьями спасаться от преследований на континенте, в Утрехте (Нидерланды).
Ричард был представителем династии Йорков – одной из двух династий, боровшихся за выживание.
Знаменитая пьеса «Ричард III», которую написал прославленный английский драматург Шекспир, во многом основана на труде Мортона-Мора. Именно благодаря ей мы знаем Ричарда как предателя и злодея, ревностно относящегося к своему брату, Эдуарду Четвертому, который успешно правит своей страной. Ричард в пьесе Шекспира – уродливый горбун, описывающий себя таким образом:
Я, у кого ни роста, ни осанки,
Кому взамен мошенница природа
Всучила хромоту и кривобокость…
Россолимо Григорий Иванович (1860-1928)
Русский невропатолог, психиатр и психолог. Занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.
Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми – «План исследования детской души», первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе.
На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране Институт детской психологии и неврологии, переданный им в дар Московскому университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Россолимо определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.
Установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость от уровня развития психических функций. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод «Психологического профиля», принесший ему мировую известность.
В исследовании на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенной программе). При этом все психические функции делились на три группы: группа «А», определяющая психический тонус личности (внимание и воля), группа «В» (память и восприятие), группа «С» (мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность). Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая – «психологический профиль» личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.
Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в их умственном развитии Россолимо разработал серию заданий под названием «Краткий метод Россолимо». Для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий «Метод элементарных представлений профессора Россолимо».
Методы Г.И. Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.
Литературное наследие Г.И. Россолимо включает более 100 научных работ на разные темы возрастной и экспериментальной психологии, патопсихологии, психоневрологии, физиологии, дефектологии и др.
Сеген, Эдуард (1812–1880) – французский врач-педагог.
Занимался воспитанием и обучением слабоумных, был одним из тех, кто сумел проанализировать, обобщить и оформить в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику.
Родился в семье потомственных бургундских врачей. В Париже он сблизился с врачами-психиаторами Итаром, Эскиролем и стал их любимцем. Они ценили в Сегене его терпение, глубокий аналитический ум.
Сеген увлекался философией и стал членом философского кружка, разделявшего филантропические взгляды Сен-Симона и стремившегося поднять уровень развития человечества. Из этого кружка впоследствии вышли Луи Блан, Виктор Гюго и другие известные деятели.
В 1837 году врач Эскироль поручил Сегену заняться индивидуальным воспитанием идиота, используя опыт Итара. Сеген добился значительных успехов в этом деле. Тогда Эскироль предложил ему исследовать несколько слабоумных детей, находившихся в психиатрической лечебнице в Биссетре. В 1839 году Сеген был назначен руководителем детского отделения для слабоумных при этой больнице.
В этом же году вышла написанная совместно с Эскиролем работа «Резюме нашей четырнадцатимесячной работы». В этой статье рассказывается о достигнутых ими успехах в развитии интеллекта слабоумных.
Все мероприятия Сегена в Биссетре, направленные на борьбу с рутиной и антипедагогичностью, встречали враждебное отношение со стороны администрации и коллег. Вопреки косности персонала больницы Сеген решил улучшить условия жизни слабоумных детей, изолировать их от душевно больных, заняться их воспитанием.
Суворов Александр Васильевич (1729–1800) – великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, князь Российской империи с титулом князя Италийского (1799), граф Российской империи с титулом Суворов-Рымникский и Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.
Назван Александром в честь Александра Невского. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу. Однако с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Французский король Людовик XVIII встречался с Суворовым и оставил живописное описание его внешности и характера. Описание в некоторой степени отражает распространённые в Европе стереотипы о русском фельдмаршале, но в то же время французский монарх не позволил себе обмануться внешними причудами полководца:
«Этот полудикий герой соединял в себе с весьма невзрачной наружностью такие причуды, которые можно было бы счесть за выходки помешательства, если б они не исходили из расчетов ума тонкого и дальновидного. То был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно-сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления; но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. Суворов умел заставить солдат боготворить себя и бояться. Он был меч России, бич Турок и гроза Поляков. Жестокий порывами, бесстрашный по натуре, он мог невозмутимо-спокойно видеть потоки крови, пожарища разгромленных городов, запустение истребленных нив. <…> Словом, Суворов имел в себе все слабости народа и высокие качества героев».
Суворов Александр Васильевич (3 июня 1953, Фрунзе, Киргизская ССР) – доктор психологических наук, слепоглухой.
В возрасте четырёх лет Александр Васильевич полностью ослеп. В возрасте 9 лет у него пропал слух. В 1964–1971 гг. воспитывался в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. В 1971 году был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР.
В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты».
В 1996 году защитил докторскую диссертацию по теме «Человечность как фактор саморазвития личности». Публикации: «Слепоглухой в мире зрячеслышащих», «Достоинство (лирико-психологическое самоисследование)», «Экспериментальная философия» (сборник статей).
Тиресий (греч. Τειρεσίας) – персонаж греческих мифов, слепой прорицатель в Фивах. Сын пастуха Евера и нимфы Харикло; отец прорицательницы Манто.
Вызван Одиссеем из Аида, предсказывает ему варианты будущего. Действующее лицо трагедии Эсхила «Вызыватели душ», трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Антигона», трагедий Еврипида «Вакханки», «Финикиянки», Сенеки «Эдип».
Престарелый Тиресий, пользующийся общим почтением, говорящий от лица богов, спорящий с царями, порицающий их и дающий им советы – важный герой античных произведений на сюжеты из «фиванского» цикла мифов.
Штерн, Уильям Льюис (англ. William Lewis Stern, 29 апреля 1871, Берлин – 1938, Дархэм, США) – немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине. В 1897 году Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету