6.2. Система коррекционных учебных учреждений
В настоящий момент в Российской Федерации действует коррекционное образование двух ступеней – дошкольной и школьной. Возможности высшего образования для людей с серьезными нарушениями развития единичны – существует опыт дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета, Новокузнецкого института, однако по разнообразным причинам социального и экономического порядка такой опыт является скорее исключением, чем правилом. Инвалиды имеют право получать высшее профессиональное образование, однако при этом вынуждены ориентироваться на методы и способы получения знаний, как и обычные, зрячие и слышащие студенты.
Систему дошкольных коррекционных учреждений, существующую в России, называют одной из лучших в мире – благодаря ранней диагностике и интеграции ребенка в социуме возможна эффективная коррекционная работа. Так, количество детских садов и групп для детей с логопедическими дефектами в несколько раз превышает число школ для детей с речевыми нарушениями. Этот факт свидетельствует и о том, что логопедическая помощь востребована, что ранняя и своевременная коррекция более эффективна, чем поздняя.
Всего существует восемь типов коррекционного образования (см. 3.1.7). Помимо этого, есть единичные учебные заведения для слепоглухих детей, для умственно отсталых детей с нарушениями зрения, слуха, личностного развития, школы для детей с серьезными нарушениями поведения и снижением интеллекта.
Чтобы определить, нуждается ли ребенок в коррекционном обучении, при областных отделах народного образования действует специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Задачей деятельности ПМПК является установление образовательного маршрута ребенка.
Образовательный маршрут, то есть выбор направления коррекционной помощи, определяется исходя из дефекта ребенка; особенно внимательно следует относиться к проблемам, возникающим при наслоении на первичный дефект вторичных, социальных отклонений. Например, частым случаем является сочетание у ребенка симптомов общего речевого недоразвития и ЗПР. Что первично? Ведь при задержке психического развития всегда страдает речь, а при речевом недоразвитии неизбежно снижена осведомленность, обученность ребенка. Специалисты ПМПК проводят обследование ребенка и выясняют, в какой помощи он нуждается в первую очередь.
В обследовании ПМПК участвуют:
- педагоги (дефектолог, логопед, психолог);
- социальные работники;
- врачи (терапевт, сурдолог, офтальмолог, невропатолог, психиатр и пр.).
Диагностика ребенка проводится по следующему плану:
Сбор анамнестических данных. Изучаются особенности рождения, раннего развития ребенка, особенности наследственности (если это необходимо). Обращается внимание на такие особенности, как время начала ходьбы и развитие движений на первом году жизни, особенности речи в первый год жизни; перенесенные заболевания, методы и особенности лечения. Такая информация важна для установления возможных причин возникновения нарушения.
Анализ документации (педагогических характеристик). Как правило, учителя и воспитатели, рекомендуя детям обследование на ПМПК, составляют подробную характеристику, в которой отражены достижения ребенка за период обучения, особенности его деятельности, особенности контакта со сверстниками и педагогами, индивидуальные привычки и предпочтения и т.п. На основе анализа документации можно сделать вывод о прогрессе или регрессе в развитии ребенка, его адаптивности, его коммуникативных и общих способностях.
Анализ продуктов деятельности (школьные сочинения, диктанты, решение математических задач, рисунки, аппликации и пр.). Изучение продуктов деятельности, во-первых, является самостоятельным психологическим методом; во-вторых, позволяет подтвердить или опровергнуть субъективный взгляд педагога на ребенка. Выполняя ту или иную работу, ребенок демонстрирует особенности своей моторики, специальных навыков деятельности, внимания, работоспособности и пр.
Психолого-педагогическое собеседование. Проводится дефектологом, логопедом, психологом. Собеседование позволяет оценить общий уровень контактности, социализированности, осведомленности ребенка.
Психолого-педагогическое тестирование. Предлагая ребенку выполнение специальных тестов, дефектолог определяет уровень сформированности ЗУНов и индивидуальный вариант его обученности; логопед с помощью проб определяет уровень речевого развития ребенка. Психологическое тестирование позволяет получить специализированную информацию об уровне интеллекта ребенка, особенностях его познавательных процессов, развитии личностных качеств, самооценки, особенностях эмоциональной сферы и пр.
Выводы и заключение ПМПК имеют рекомендательный характер. Члены ПМПК не могут принять решение, в какой школе ребенку будет легче или труднее учиться, такое решение могут принять только родители ребенка. Однако, не выполняя рекомендаций ПМПК, родители не имеют права требовать от руководства школы или детского образовательного учреждения максимально полной коррекции и адаптации ребенка к условиям деятельности.
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- 1. Введение в специальную психологию
- 2. Дефект и развитие
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- Сценарий курса Структурно-логическая модель данных
- Календарный план
- Список сокращений
- Теоретическая часть
- 1. Введение в специальную психологию
- 1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
- 1.2. История становления специальной психологии
- 1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
- 1.4. «Норма» психического развития: подходы к определению
- 1.5. Концепция нарушенного психического развития – дизонтогенеза. Параметры и варианты дизонтогенеза
- 1.6. Классификации аномальных детей
- 1.7. Типы коррекционного (специального) обучения
- 1.8. Методы специальной психологии
- 2. Дефект и развитие
- Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи
- Количественный подход к дефекту: дефект как ограничение в развитии
- Дефект как условие качественного своеобразия развития психики
- 3. Дети с нарушениями умственного развития
- 3.1. Общее представление об интеллекте в современной науке
- Общая характеристика детей с умственной отсталостью
- 3.2.1. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.3. Теории, объясняющие особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью
- 3.2.4. Сочетание умственной отсталости с личностными и моторными нарушениями
- Общая характеристика детей с задержкой психического развития
- 3.3.1. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.3.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития
- 3.4. Проблема ранней диагностики умственной отсталости от сходных с ней состояний
- 4. Дефицитарный дизонтогенез
- Общая характеристика детей с нарушениями слуха
- 4.1.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями слуха
- Общая характеристика детей с нарушениями зрения
- 4.2.1. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями зрения
- 4.2.3. Развитие деятельности детей с нарушениями зрения
- 4.3. Общая характеристика слепоглухих детей
- 4.4. Общая характеристика детей с нарушениями речи
- 4.4.1. Раннее развитие детей с нарушениями речи и проблема ранней диагностики дефекта
- 4.4.2. Уровни общего недоразвития речи (онр)
- 4.4.3. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.4. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи
- 4.4.5. Развитие деятельности детей с нарушениями речи
- Общая характеристика детей с нарушениями моторной функции
- 4.5.1. Детский церебральный паралич
- 4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп
- 5. Асинхронии развития с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы психики
- 5.1. Искаженный дизонтогенез. Ранний детский аутизм
- 5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда
- 5.2. Дисгармонический дизонтогенез. Дети с дисгармоническим складом личности
- 5.2.1. Общие представления о характере в психологии
- 5.2.2. Патологический и акцентуированный характер
- 5.3. Патопсихология детского возраста
- 5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте
- 5.3.2. Проявления эпилепсии в детском возрасте
- 5.4. Дети школьной «группы риска»
- 5.4.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- 5.4.2. Невротические реакции у школьников
- 6. Психолого-педагогические закономерности помощи детям с особенностями в развитии
- 6.1. Цели коррекционной помощи детям с особенностями в развитии
- 6.2. Система коррекционных учебных учреждений
- 6.2.1. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с ограниченными возможностями
- Составление вариативного прогноза развития ребенка как цель работы специалистов реабилитационного центра
- 6.3. Психокоррекционная работа с детьми и подростками, имеющими особенности в развитии
- История психокоррекции
- Основные виды психологической коррекции
- Сфера применения психокоррекции
- Психокоррекционные технологии
- 6.4. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
- Материнское отношение к детям с нарушениями развития
- Глоссарий
- Семинарские занятия
- Тема 1. Введение в специальную психологию. Аномальный ребенок (общая характеристика). Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 2. Дефект и развитие.
- Доклады
- Литература
- Тема 4. Психологические особенности детей и подростков с нарушениями развития. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 5. Характеристика искаженного, дисгармонического, поврежденного психического развития в детском возрасте. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Организация помощи детям с нарушениями в развитии. Вопросы для обсуждения
- Доклады
- Литература
- Тема 6. Психокррекционная работа с особыми детьми и подростками.
- Справочные материалы для подготовки к семинарским занятиям
- 1. Персоналии и исторические факты
- Концепция индивидуальной теории личности а. Адлера
- Культурно-историческая теория л. С. Выготского
- Типология человека Кречмера
- 2. Дополнительные материалы к содержанию курса
- Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)
- Клинико-педагогическая классификация
- Психолого-педагогическая классификация
- История
- Формула iq
- Принципы педагогики Монтессори
- Особенности методики
- Критика Вальдорфской педагогики
- Функциональные блоки мозга
- Критерии деменции:
- Степени тяжести деменции
- Практические занятия
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Internet-ресурсы
- Тестовые задания
- Вопросы к зачету