logo search
от гнедовой / послед

4.5.2. Особенности психического развития детей с дцп

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Познавательная деятельность

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей:

1. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; во-вторых, затруднением познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанным с проявлением двигательных расстройств, в-третьих, с нарушением сенсорных функций.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушены. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

  1. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Причем чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

  2. Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения.

Речь

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и представлений об окружающем мире, недостаточностью предметно-практической деятельности.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают и нарушают формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи.

Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушение письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии – дизартрия – часто сочетается с задержкой речевого развития или реже с алалией. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.

Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих церебральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Эмоционально-волевая сфера

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики (эйфория).

Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Развитие деятельности

У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности имеет свои особенности.

Предметная деятельность формируется со значительным опозданием, причиной чему являются именно двигательные, моторные нарушения. Задержка формирования предметных действий приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире.

Негативные особенности предметной деятельности приводят к специфике формирования сюжетно-ролевой игры дошкольника.

По уровню сформированности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является однородной. Для некоторых детей характерна достаточно сложная, развитая сюжетно-ролевая игра. Однако у детей со спастическими параличами отмечаются глубокие нарушения поведения, приводящие к неспособности участвовать в играх сверстников.

Игры большинства младших дошкольников (4–5 лет) с ДЦП (исследование Н.В. Симоновой) отличаются подражательностью, бедностью выразительных средств, относительно ограниченным набором операций. Дети играют «рядом, но не вместе». К старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевые игры усложняются, становятся более развернутыми, совершенствуются игровые приемы, возникает принятие роли, увеличивается значение ролевого общения в игре. К 7 годам дети могут планировать ход игры, реализовывать творческие замыслы, комбинировать достаточно сложные сюжеты и организовывать продолжительные (до 35 минут) игры для коллектива сверстников.

Проблема трудового обучения и воспитания учащихся школ для детей с нарушениями ОДА чрезвычайно значима.

Трудности формирования любых двигательных навыков, в том числе и навыков хозяйственно-бытовой деятельности, самообслуживания, труда на природе, ручного труда, связаны с особенностями течения заболевания. Целенаправленные практические действия развиваются в результате деятельности и тренировки, в конечном итоге, зависят от развитости волевой сферы личности.

Негативно на развитие различных видов трудовой деятельности сказывается воспитание ребенка по типу гиперопеки. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.

Выводы

    1. Дефицит сенсорных ощущений (зрения, слуха), моторики и речи негативно влияет на психическое развитие ребенка. Для преодоления первичных биологических дефектов требуется организованная психокоррекционная помощь.

    2. Наиболее ярко дефицит сенсорной информации сказывается в раннем возрасте. В дальнейшем, по мере овладения культурными средствами, направленными на восполнение дефицита сенсорной информации, отличия от нормального онтогенеза психики минимизируются, исчезая к подростковому возрасту. Для большинства людей с сенсорными дефектами нет препятствий к полноценной социальной адаптации (таким препятствием следует считать органическое поражение ГМ и необучаемость ребенка).

    3. Для каждого из типов нарушения – слепоты, глухоты, слепоглухоты, нарушения речи и моторики – развитие познавательных процессов и личности имеет свои особенности.

    4. Развитие деятельности детей с дефицитом сенсорной информации возможно за счет вырабатываемых средств компенсации; необходима профориентация выпускников коррекционных школ.