Речь, ее физиологические механизмы
Речь у человека возникла в результате необходимости общения в трудовой деятельности. Словом обозначают все, что действует на наши органы чувств, при этом можно мыслить абстрактно, т.е. отойти от конкретных образов, предметов. Поэтому речь – это не только средство общения людей, но и форма или средство мышления. Человек рождается с наследственной возможностью говорить. Однако для ее реализации необходимо научить ребенка пользоваться словом в качестве сигнала, несущего в себе ту или иную информацию. Это возможно только в определенном возрасте до 5 – 6 лет. В мире известно несколько десятков случаев воспитания детей дикими животными. В дальнейшем эти дети не смогли овладеть речевой функцией, т.к. у них не развились ответственные за речь структуры мозга.
Слово выполняет несколько функций:
1). Аналитическую – сигнализирует о предмете, выделяет его.
2). Синтетическую – обобщающее значение слова.
3). Понятийную – воспринимается не как звук, а как понятие.
Обобщающее значение слова развивается постепенно.
1-я степень обобщения – слово замещает чувственный образ определенного предмета (конец 1 года – начало 2 года).
Ляля – только данная кукла, елка –это только конкретный предмет.
2-я степень обобщения - (конец 2 года)
Ляля – несколько кукол, елка -– несколько предметов.
3-я степень обобщения (не раньше третьего года жизни)
Куклы, мячи и кубики - игрушки
Елка –дерево.
4-я степень обобщения (с 4,5 – 5 лет)
Игрушки, одежда, еда и др. – вещи.
Елка - растение.
Речь имеет две стороны: сенсорную (понимание речи) и моторную (активная речь).
Речь, слово значительно повысили способность мозга отражать действительность. Речь обеспечивает высшие формы анализа и синтеза.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.