logo search
от гнедовой / послед

Донаучный период: отношение к дефектам детей в разные исторические эпохи

На протяжении долгого исторического периода к детям с дефектами развития – слепым, глухим, имеющим физические или умственные недостатки – в обществе относились по-разному.

Со времен античности до IV в. н.э. имел место период, когда дефектный, уродливый ребенок, обладающий ярко выраженными физическими или умственными дефектами, не имел никакой ценности в глазах общества. Примером крайне негативного отношения к дефекту можно назвать общество Спарты, характеризующееся резким неприятием физической немощи. В этом государстве детей с ярко выраженными недостатками развития убивали – этот факт следует расценивать как показатель того, что дефект воспринимался как нечто непреодолимое, фатальное, возникающее «по воле богов». Культ физического здоровья, силы, выносливости, существовавший в Древней Спарте, не признавал самой возможности, что от рождения слабый, болезненный ребенок может когда-нибудь преодолеть свой «низкий старт в развитии» и достичь когда-либо в будущем каких-нибудь успехов.

Из древней истории нам известны примеры и другого отношения к людям, являющимся носителем дефекта, – легендарный древнегреческий поэт-сказитель Гомер, традиционно изображающийся слепцом, персонаж древнегреческих мифов слепец Тиресий, прославившийся своей мудростью и справедливостью. Считалось, что слепым предсказателям боги даруют особое, божественное прозрение, позволяющее им читать судьбы людей. При этом, что показательно, история не сохранила до нашего времени легенд о тех, кто страдал глухотой и умственной отсталостью. Социализация носителей этих дефектов затруднена и, скорее всего, такие люди не могли полноценно адаптироваться в жизни общества.

Чем больше зависит общество от физического труда, а следовательно, и тех качеств человека, которые в первую очередь обеспечивают его физический труд, тем более негативное отношение формируется в этом обществе к носителям дефектов. Чтобы научить слепого или глухого ребенка работать с той же эффективностью, надо затратить немало усилий, поэтому отношение к таким детям было неблагожелательным. В период средневековья в крестьянских семьях детей с ярко выраженными физическими недостатками иногда продавали, иногда отправляли нищенствовать.

Страх перед физическим уродством и, особенно, убеждение в том, что дефект – это «наказание за грехи», «кара небесная», лишь усиливали неприятие обществом тех, кому не повезло родиться с дефектом. Например, нарицательным стало имя Ричарда Третьего – горбуна, которому приписывалась половина бед Англии (и принцев он якобы отравил, и трон у законных наследников украл, а все потому что горбун, хромой, от природы злобный, мстительный и коварный).

Возможно, ярое неприятие всех носителей дефекта имело значение своеобразной психологической реакции: посмотрев на «уродцев», можно легко убедить себя в том, что «у нас всё в порядке», что «мы», т.е. физически полноценные люди, заранее более «хороши по сравнению с ними».

В истории есть упоминания о том, что представители более состоятельных, более образованных слоев населения, даже несмотря на дефект, добивались более или менее значимого положения в обществе.

В качестве примера можно привести Демосфена, ставшего величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он владел своим великим искусством, специально работая над преодолением своего природного дефекта (Демосфен имел слабый голос, говорил невнятно, заикался и картавил), усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн. Примером преодоления препятствия, затруднения функции как стимула к ее повышению могут быть Л.В. Бетховен, А.В. Суворов, К. Демулен (заикающийся в детстве, он стал выдающимся оратором).

С течением времени, когда производство, а следовательно, и благополучие общества становятся менее зависимыми от труда физического, но более – от труда технологичного, интеллектуально-сложного, меняется и отношение к носителям дефектов. В XVI–XVII века, в период Возрождения, которое ознаменовалось зарождением и развитием идей гуманизма, человеческая жизнь приобретает ценность в глазах общества, а следовательно, меняется отношение к детям с дефектом. Начинаются попытки «вернуть их в общество», обучить, воспитать, помочь им. Тип странного, погруженного в себя человека, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое место занимает образ Иванушки-дурачка, которому народная мудрость приписывает способность видеть то, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально приспособленные.

Свою роль сыграло и развитие научных знаний – постепенно развитие медицины позволило опровергнуть мнение о неизбежности, сверхъестественности как причине появления слепоты, глухоты или прочих недостатков; а значит, изменилось отношение к людям с дефектом. Они более не воспринимались как «отмеченные карой небесной», как «заведомые грешники».

Позже, в XVIII веке, в связи с развитием философских идей эпохи Просвещения появляется задача лечить, воспитывать, обучать ремеслам людей с сенсорными и физическими отклонениями. У истоков этого направления стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775–1838) и его соотечественник Э. Сеген (1812–1880). Они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие аномальных детей.

К XVIII веку главной задачей развития ребенка становится получение необходимых знаний – и чем больше, тем лучше (идеи Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, других ученых эпохи Просвещения).

В конце XVIII века во Франции появляется первый интернат для слепых детей, в котором ставилась задача не только приютить, т.е. дать кров и хлеб насущный, но и обучать, воспитывать детей с дефектами зрения. Позже одним из выпускников этой школы стал Луи Брайль – создатель знаменитого «шрифта Брайля», который позволяет слепым и слабовидящим людям самостоятельно «читать» текст, оформленный в виде комбинаций тактильно ощущаемых знаков.

С начала XIX века по всей Европе открываются школы – для глухих, для детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта. Следует сказать, что отношение к детям с умственной отсталостью до сегодняшнего дня достаточно сложное и неоднозначное. С одной стороны, дети с легкой умственной отсталостью, как правило, отличаются неплохим физическим здоровьем, а значит, могут выполнять простой труд. С другой стороны, яркие отличия в поведении – неадекватность эмоциональных реакций, плохая речь, трудности в общении и приспособлении к новому – в большинстве случаев вызывают негативную реакцию окружающих.