logo search
от гнедовой / послед

1.8. Методы специальной психологии

Задачи, которые ставит перед собой специальная психология, требуют разнообразных методов для своего решения. Во-первых, это исследовательские методы – позволяющие изучить соотношение биологических и социальных факторов, влияющих на развитие ребенка с дефектом. Во-вторых, это методы, используемые для профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении аномальных дошкольников и школьников.

Специальная психология, будучи отраслью психологии, использует основные и вспомогательные методы психологического исследования.

В психологических исследованиях применяются методы:

1. Основные:

- наблюдение;

- эксперимент.

2. Вспомогательные:

- беседа;

- изучение продуктов деятельности;

- метод анкеты;

- метод тестов;

- моделирование.

Собранный этими методами фактический материал подвергается качественному и количественному анализу.

В связи с необходимостью более глубокого изучения особенностей высшей нервной деятельности и изменений психики, вызванных патологическим процессом, иногда в специальной психологии используются методы нейропсихологического исследования и метод патопсихологического эксперимента.

Метод нейропсихологического исследования направлен на выявление особенностей развития высшей нервной деятельности ребенка по результатам выполнения специальных проб и тестов; таким образом выявляются нарушения функций гнозиса, праксиса, речи, памяти и мышления. Функциональные отклонения, определяемые при нейропсихологическом исследовании, позволяют выбрать метод направленного коррекционно-восстановительного обучения.

Нейропсихологическое исследование начинается с беседы, в ходе которой ребенок подготавливается, настраивается на предстоящую работу, далее следует собственно нейропсихологическое обследование, осуществляемое по утвержденной схеме. Далее исследователь проводит анализ выявленных нарушений. При этом подразумевается, что обнаруженный нейропсихологический симптом – нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга.

Метод патопсихологического эксперимента обоснован и разработан в научной школе Б.В. Зейгарник. Одним из основных принципов патопсихологического эксперимента является системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями общей психологии. Психические процессы формируются прижизненно по механизму присвоения общечеловеческого опыта, поэтому патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. Если речь идет о нарушении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны показать, как распадаются мыслительные операции больного, сформированные в процессе его жизнедеятельности, в какой форме искажается возможность пользования схемой старых, образовавшихся в прежнем опыте связей. Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить экспериментальные исследования, чтобы они отражали сохранность или нарушение этих параметров. Результаты эксперимента должны дать не столько количественную, сколько качественную характеристику распада психики.

Методы профилактики и коррекции условно можно разделить на две группы:

  1. Методы непосредственного воздействия на детей.

  2. Методы опосредованного воздействия на детей.

Подробнее данная тема будет рассмотрена в разделе 6.3 настоящего пособия и в курсе «Консультативная психология».

Выводы

  1. Специальная психология – отрасль психологии, изучающая особенности познавательной, личностной сферы детей с нарушениями хода нормального психического развития.

  2. «Норма» психического развития – общенаучное понятие, которое может быть оценено с точки зрения статистики, динамики возрастно-психологических изменений, социально-психологических стандартов, психического здоровья.

  3. На основании работ Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и других отечественных психологов разработана концепция дизонтогенеза, рассматривающая механизмы формирования психических нарушений. В.В. Лебединским сформулированы четыре параметра нарушенного психического развития и охарактеризованы варианты дизонтогенеза.

  4. Существует несколько классификаций аномальных детей (детей с дефектами развития). Самыми распространенными являются классификация на основе работ Л.С. Выготского (отклонения вследствие органических нарушений, отклонения вследствие функциональной незрелости, отклонения в связи с пережитой депривацией) и классификация по типу коррекционного (специального) обучения.

  5. В специальной психологии используются основные методы исследования (наблюдение, эксперимент, в том числе и нейропсихологический эксперимент, патопсихологический эксперимент), вспомогательные методы исследования. Также используются разнообразные методы психокоррекции и психологической профилактики.