3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
Сложность явлений, изучаемых психологией, неизбежно порождает многообразие подходов к изучению психологической реальности. Эти подходы имеют различные идеалы научности в своей
90
основе. Некоторые авторы говорят о том, что в психологии существуют несколько парадигм научного исследования, по крайней мере, две — естественнонаучная и гуманитарная. При этом нынешний момент в развитии науки характеризуется как «борьба естественно-научной и гуманитарной парадигм». Слово «парадигма» используется здесь для обозначения определенной модели научного исследования или подхода к изучению объекта. Чтобы не вносить терминологическую путаницу, откажемся от употребления термина «парадигма» в этом значении.
Более удачно, на наш взгляд (и в терминологическом и в содержательном аспектах), проблема решена в работе В. Н. Дружинина (2002). Вместо понятия «парадигма» В. Н. Дружинин использует понятие «метод» для обозначения обобщенного подхода к изучению психологической реальности. Естественно-научный метод — подход к изучению психологической реальности, в котором широко используются количественные методы, для упорядочения объектов применяются шкалы большой мощности, для определения закономерностей, норм и др. — большие выборки. Герменевтический метод основывается на опыте и интуиции исследователя и направлен на достижение понимания изучаемой реальности (правомерно сказать, что «понимающая психология» Дильтея должна была основываться на применении герменевтических методов). Далее В. Н. Дружинин выделяет пять уровней психической регуляции, соответствующие им отношения, психическую реальность,относящуюся к каждому уровню, а также способ описания данных, применяющийся при изучении психической реальности, относящейся к каждому из этих уровней (табл. 3.1).
91
Таблица 3.1
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы