3.3. Уровень конкретно-научной методологии
В этом параграфе мы не станем подробно останавливаться на изложении конкретно-научных методологических программ, а подытожим уже сказанное. Итак, конкретно-научная методология задает определенное направление исследований в данной области, в ее рамках проводятся конкретные исследования, в которых реализуются более общие принципы конкретно-научного методологического подхода. К конкретно-научной методологии относятся теоретические схемы, которые достаточно универсальны по отношению к объектам конкретной науки, т. е. могут быть применены для объяснения и изучения самых разнообразных объектов, изучаемых данной наукой. Конкретно-научная методология становится теоретической основой для создания исследовательских процедур и техник. Несколько конкретно-научных методологических подходов проанализировано в заключительном параграфе данной главы.
Мы остановимся на двух проблемах: критериях оценки того или иного конкретно-научного методологического подхода и тенденциях развития этого вида методологического знания в современной психологии.
Один из критериев для оценки любого конкретно-научного методологического подхода — его объяснительный и предсказательный потенциал. Он зависит от того, насколько правомерно распространение выводов данной теории на более широкий круг
81
явлений, чем те, на материале которых была создана теория. Яркий пример теории с большим объяснительным и предсказательным потенциалом — психоанализ 3. Фрейда. Как известно, он был создан на материале психотерапии людей, страдающих истерическим неврозом. Однако объяснения и предсказания в рамках психоанализа могут быть распространены на неизмеримо более широкую область. Среди известных психологических теорий далеко не все обладают этим свойством.
Другим критерием оценки конкретно-научной методологии является ее эвристический потенциал. С этим понятием мы уже познакомились, излагая взгляды И. Лакатоса. Эвристический потенциал — показатель того, насколько данная теория перспективна как исследовательская программа. Среди исследовательских программ отечественной психологии непревзойденной в этом смысле является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, которая и через почти семьдесят лет после ее создания остается источником идей для новых направлений в психологии и новых исследовательских проектов. Надо сказать, что создание Л. С. Выготским своей исследовательской программы стало возможным для него благодаря проведенному им глубокому анализу и философско-методологического базиса, и конкретно-научной методологии, и методик психологии того времени.
Развитие конкретно-научной методологии в современной психологии идет по линии отхода от классического идеала научности и классических представлений о научном познании и перехода к неклассическим. Такая тенденция прослеживается в различных отраслях психологии и будет рассмотрена подробнее в связи с особенностями постнеклассической науки (см. гл. 4). Конкретно-научная методология Л. С. Выготского — неклассическая по своей
82
сути. в самом деле, работа ученого или практика направлена на изучение того, что не является врожденным свойством психической реальности и не имеется в ней на момент начала исследования. Психолог изучaeт психологические особенности человека (свойства памяти, внимания, понятийного мышления) по внешним проявлениям тех психологических образований, которые возникли в экспериментальной ситуации, в этом смысле культурно-историческая психология — психология артефактов (Пузырей, 1986). Слово «артефакт» используется в данном случае для обозначения той психологической реальности, что создается в ходе формирующего эксперимента. Такой подход к изучению психологической реальности совершенно нетипичен для классической психологии. Анализ конкретно-научных методологических подходов Л. С. Выготского, К. Левина и Ж. Пиаже в конце данной главы показывает, что каждый из них по-своему создавал неклассическую методологию психологической науки.
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы