2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
Немецкая классическая философия оказала значительное влияние и на развитие методологии науки. Начиная с 30 — 40-х гг. XIX в. наступил новый этап в развитии методологической мысли. До этого времени методологические принципы, формулируемые учеными, выдвигались в основном применительно к философскому познанию. После этого ученые стали формулировать методологические и принципы и нормы как имеющие отношение к любой области научного познания, универсально применимые к любой науке. С середины XIX в. появляются методологические подходы. Методологическим подходом можно назвать совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих общие наиболее принципиальные моменты, несмотря на всю разницу между взглядами отдельных ученых-
34
Первым в истории методологическим подходом стал позитивизм.
Одним из непосредственных предшественников раннего позитивизма можно считать французского философа и социалиста-утописта Анри Сен-Симона, сформулировавшего впервые идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества — религиозной, метафизической и позитивной. На религиозной стадии человек объясняет все сущее божественными силами, на метафизической (по Сен-Симону, она наступила после XV в.) возникает научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными.
Метафизическая стадия характеризуется попытками дать рациональное объяснение природе и проследить в ней причинно-следственные связи. Однако позитивная стадия возможна в обществе, последовательно построенном на рациональной научной основе.
Основоположником позитивизма обычно называют французского философа и социолога Огюста Конта (1798—1857). Конт воспринял идеи Сен-Симона о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. На позитивной стадии, по его мысли, возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Сама же наука, по Конту, не может ставить вопрос о причине явлений, а лишь о том, как они происходят. Другими словами, наука познает не сущности, а только феномены.
Дальнейшее развитие позитивизм получил благодаря Дж. Ст. Миллю и Г. Спенсеру. Милль совместил Позитивистские идеи О. Конта с традицией английского эмпиризма, утверждая, что все знания, а также нравственные чувства и этические принципы человека проистекают из опыта. Г. Спенсер развил некоторые положения классификации наук, предложенной оптом, на основании того, насколько обобщенным абстрактным является научное знание. Так, фило-
35
софию Г. Спенсер считал максимально обобщенным знанием законов явлений, отличающимся от частных наук только степенью обобщенности. Наука, по его представлениям, может познавать лишь сходства, различия и другие соотношения между чувственно воспринимаемыми явлениями, но не в состоянии проникнуть в их сущность.
В конце XIX в. позитивизм пережил кризис, вызванный бурным развитием естественных наук. В них формулировались обобщения, выходящие далеко за пределы первоначальных позитивистских идеалов научности. Новый этап в развитии позитивизма наступил на рубеже XIX и XX вв. благодаря работам Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1897). Сформулированный ими независимо друг от друга методологический подход в философской литературе советского времени обычно называли махизмом.
Философский поиск Маха-физика был его естественной реакцией на кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий, вслед за которым, уже после публикации его философских трудов, совершилась революция в естествознании. Следуя традиции эмпиризма, Мах считал ощущения единственным источником познания, а главной задачей науки — описание этих ощущений. Известный тезис Маха о том, что «материя исчезла», был, очевидно, в значительной мере его эмоциональной реакцией на крушение базовых принципов ньютоновской физики и ситуацию в науке, когда чувственный опыт перестает быть единственным источником познания материи. Вспомним, что еще за несколько десятилетий до публикации работ Маха в физике начинает использоваться мысленный эксперимент (например, «демон» Максвелла, предшествовавший релятивистской теории материи и пространства). Р. Авенариус, ставший основоположником эмпириокритицизма, пытался снять традиционную для классических представлений о научной раци-
36
ональности противоположность субъекта и объекта познания. Положение о принципиальной координации субъекта и объекта познания — «без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта» — было субъективно-идеалистическим. В его работах было сформулировано положение о биологической ценности познания, согласно которому познание происходит по принципу наименьшей траты сил, или «экономии мышления», что было впоследствии особенно резко раскритиковано Лениным.
Примерно в конце XIX в. предметом рефлексии становится ценность науки в жизни общества. В научной среде и в общественном сознании формируются два подхода к проблеме — сциентизм и антисциентизм.
Сциентизмом называют мировоззрение, в основе которого — представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма являются методы и результаты естественно-научного познания. Сциентизм возник в конце XIX в. одновременно с антисциентизмом. Последний подчеркивает ограниченные возможности науки, в крайних формах трактует ее как силу, враждебную человеку. Сциентизм трактует науку как абсолютный эталон культуры, антисциентизм в своих крайних формах третирует научное знание как антигуманное, возлагая на него ответственность за социальные потрясения. И сциентизм и антисциентизм становятся более выраженными в зависимости от исторического и социокультурного контекста. Так, сциентистские настроения были более ярко выражены на рубеже XIX и XX вв. под влиянием успехов естественных наук. Применение США ядерных бомб против Японии в 1945 г. способствовало всплеску антисциентистских настроений среди западной интеллигенции.
37
в знаменитой дискуссии о физиках и лириках, развернувшейся в нашей стране в 60-х гг., одним из важнейших содержательных аспектов было противостояние сциентистского и антисциентистского взгляда на науку. Многие люди прониклись сциентистскими настроениями под влиянием успехов физики, бурно развивавшейся кибернетики, впечатляющего старта отечественной космонавтики. «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне», — печально констатировал поэт Б. Слуцкий. Сциентизм проявляется в некоторых направлениях методологии науки, о которых ниже будет сказано, в технократических тенденциях современного общества, в попытках представителей гуманитарных наук строить свою область знания по образу и подобию естественно-научного познания. Антисциентистские тенденции проявляются в философии экзистенциализма, в конкретно-научной методологии тех психологических подходов, мировоззренческой основой для которых стала экзистенциальная философия. Некоторые методологические концепции, которые мы рассмотрим, также проникнуты антисциентистскими настроениями.
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы