logo
Lubovsky_D_V_Vved_v_metodologich_osnovy_psikh

Заключение

Завершая рассказ о методологических основах психологии, подчеркнем несколько существенных моментов. Прежде всего, автор не претендует на то, что его изложение достаточно полное. В данном пособии не были рассмотрены некоторые категории психологии (например, отражение), в текст не вошли отдельные методологические принципы (например, принцип активности). Мы руководствовались тем, что об этом можно прочитать в других источниках.

Были намечены некоторые наиболее значительные проблемы развития психологии. Одна из них — проблема создания единой психологической аксиоматики. Другая — проблема создания парадигмальной (в том смысле слова, как его понимал Т. Кун) теории. По поводу решения первой проблемы уже было сказано достаточно много. По поводу второй проблемы, кроме того, что уже было сказано, хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Данная теоретическая схема Куна была давно раскритикована, в том числе и самим ее автором, однако почему-то до сих пор многие ученые пользуются ею в научной рефлексии и получают при этом (особенно в области психологии) неутешительные выводы. Если наука не отвечает этим представлениям о научности, то она от этого еще не перестает быть подлинно научной.

В данном пособии намечен один из возможных путей развития отечественной психологии. Конкретно-научной методологической основой для него стала культурно-историческая теория Л. С. Выготского, которая получила дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Этот

213

путь развития психологии — не единственно возможный. Но он намечен на основе общепсихологической теории, которая стала общепризнанной в мировой психологии и заняла в ней свое место наряду с теоретическими достижениями других выдающихся психологов XIX и XX вв. Показанные в работах В. П. Зинченко пути развития психологии как науки о функциональных органах, возможности интеграции научного и художественного познания психической реальности человека открывают дальнейшие перспективы для культурно-исторической традиции в психологии.