2.2. Методология науки в философии Нового времени
Одним из первых ученых Нового времени, который стал разрабатывать собственно методологические основы науки, был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Его главное методологическое сочинение — «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620) и ряд других произведений содержат подробную классификацию наук, идеи разработки новых, еще не созданных научных направлений, типологию заблуждений человеческого ума, основы эмпирического метода в науке (Субботин, 1983).
Огромный вклад в методологию науки в XVII в. внес великий французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650). Наиболее значительными методологическими трудами Декарта стали «Правила для руководства ума» (1635), «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644). Принцип «Cogito ergo sum» — известнейший из сформулированных Декар-
31
том — имел огромное методологическое значение. Он имел несколько следствий для дальнейшего развития научного познания. Во-первых, «"Cogito" — это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию ее объект — мыслящая субстанция» (Гайденко, 1983. С. 143). Данный принцип стал утверждением первичности сознания в научном познании, превосходства умопостигаемого над чувственным. Во-вторых, отметим, что cogito — аксиома, не подлежащая проверке. Во многом именно благодаря данному принципу сложилась структура научной теории, которая воспроизводится вплоть до наших дней. В этой структуре научной теории непременно присутствует аксиоматический базис — совокупность утверждений, принятых в данной теории за основу без доказательств.
Наиболее существенными для развития методологии науки в последующие три столетия стали некоторые принципы, которые наиболее полно были реализованы Декартом. На первом месте среди этих принципов — дуализм, т. е. качественное различие материи и неделимой мыслящей субстанции. Мыслящая субстанция неделима и не обладает протяженностью. В отличие от нее, материя делима и, что особенно существенно, отождествляется с пространством. Вспомним, что система координат — Декартово изобретение. Со времен Декарта вот уже более трех половиной столетий в философии противопоставлены субъект и объект, материя и сознание, причина следствие, сущность и явление (список можно продолжить и дальше). Позже мы вернемся к этой особенности традиционного научного мировоззрения, которую Л. Бинсвангер назвал «раковой опухолью, разъедающей всю современную психологию и психиатрию» (цит. по: Мэй, 2001. С. 42).
32
Научное познание, по Декарту, начинается с простого и очевидного, идет путем дедукции к более сложному. При этом действовать необходимо так, чтобы не упустить ни одного звена. П. П. Гайденко (1983) отмечает, что образцом науки для Декарта стала математика, где эти правила реализуются наиболее полно. По его мнению, наука предшествующего времени была неупорядоченным нагромождением данных, но она должна стать логической системой, подобно математике, где сложное логически выводимо из простого.
Другая линия в развитии методологической мысли XVII в. началась благодаря Дж. Локку. В отличие от Декарта, для Локка не существует врожденных (априорных) идей. В основе знания лежат простые идеи, возбуждаемые в уме первичными и вторичными качествами предметов. При помощи соединения, сопоставления и абстрагирования разум создает на основе простых идей сложные. Истина, по Локку, является соединением и разъединением идей или их знаков в соответствии с реальными свойствами вещей.
В трудах Дж. Локка было дано начало философии английского эмпиризма (Д. Юм, Д. Гартли). Таким образом, в методологических учениях еще в XVII в. оформились два течения — нативизм и эмпиризм. Существенно, что еще тогда оформилась определенная философская модель научного познания («онтология ума», по выражению М. К. Мамардашвили), которая дожила до 20—30-х гг. XX в. и получила название ньютоно-картезианской модели научного познания. К настоящему времени она сменилась другой моделью научного познания, о чем будет рассказано в следующей главе.
Огромное значение для развития методологической мысли в XVIII начале XIX в. имела немецкая классическая философия — труды И. Канта, И. Фихте, • Шеллинга, Г. Ф. В. Гегеля. И. Кант проанализиро-
33
вал структуру познавательных способностей человека, исследовал соотношение между формой и содержанием познания. У Канта критическое отношение к наличному знанию служит методологическим основанием для преодоления догматического взгляда на мир («Критика чистого разума», 1781, «Критика способности суждения», 1790). Диалектическая философия Гегеля («Наука логики», 1812) стала философ-ско-методологической основой для исследования сложности и противоречивости взаимоотношений между бытием и мышлением. Особое значение для дальнейшего развития философской методологии научного познания имел сформулированный Гегелем принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Этот принцип повлиял на дальнейшее развитие философии, в том числе на диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы