logo
Lubovsky_D_V_Vved_v_metodologich_osnovy_psikh

3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании

Сложность явлений, изучаемых психологией, неизбежно порождает многообразие подходов к изучению психологической реальности. Эти подходы имеют различные идеалы научности в своей

90

основе. Некоторые авторы говорят о том, что в психологии существуют несколько парадигм научного исследования, по крайней мере, две — естественнонаучная и гуманитарная. При этом нынешний момент в развитии науки характеризуется как «борьба естественно-научной и гуманитарной парадигм». Слово «парадигма» используется здесь для обозначения определенной модели научного исследования или подхода к изучению объекта. Чтобы не вносить терминологическую путаницу, откажемся от употребления термина «парадигма» в этом значении.

Более удачно, на наш взгляд (и в терминологическом и в содержательном аспектах), проблема решена в работе В. Н. Дружинина (2002). Вместо понятия «парадигма» В. Н. Дружинин использует понятие «метод» для обозначения обобщенного подхода к изучению психологической реальности. Естественно-научный метод — подход к изучению психологической реальности, в котором широко используются количественные методы, для упорядочения объектов применяются шкалы большой мощности, для определения закономерностей, норм и др. — большие выборки. Герменевтический метод основывается на опыте и интуиции исследователя и направлен на достижение понимания изучаемой реальности (правомерно сказать, что «понимающая психология» Дильтея должна была основываться на применении герменевтических методов). Далее В. Н. Дружинин выделяет пять уровней психической регуляции, соответствующие им отношения, психическую реальность,относящуюся к каждому уровню, а также способ описания данных, применяющийся при изучении психической реальности, относящейся к каждому из этих уровней (табл. 3.1).

91

Таблица 3.1