4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
Итак, теоретическое знание в науке, в том числе и в психологии, бывает нескольких видов: теории, законы, закономерности, модели, классификации, типологии. Один из простейших видов теоретического знания — типологии. Именно такое теоретическое знание, по Дж. Келли, человек формулирует для себя на протяжении всей жизни, решая различные жизненные задачи. Конструкт, по Келли, не что иное, как простейшая дихотомическая типология, построенная на некотором основании, имеющем два полюса-антонима. Однако не следует думать, что создание типологии — второсортная теоретическая работа. Некоторые теоретические исследования, результатом которых является создание типологии, представляют собой сложную теоретическую работу или значительное эмпирическое исследование, направленное на выявление тех параметров, которые могут стать основанием для классификации. Удачные классификации прочно входят в психологическую науку. Как пример можно назвать типологию переживания, созданную Ф. Е. Василюком (1984) на основе глубокого теоретического анализа.
Основанием для классификации могут стать житейские и профессиональные наблюдения. В этом случае типология создается как эмпирическое обобщение. Обобщения такого вида не имеют оснований в виде теоретических конструктов, по которым классифицированы объекты. Примеров можно привести достаточно много, особенно из психологии семей-
121
ных отношений и семейной психотерапии. Эта область психологии, в силу своей специфики, является в своем роде заповедником эмпирических обобщений и теорий ad hoc.
Примером эмпирических обобщений могут быть типологии семей, нуждающихся в помощи семейного терапевта (Спиваковская 1986; Минухин, 1998). Яркий пример теории ad hoc «теория супружеской неверности» Э. Аронсона (Гозман, 1987). Однако от эмпирических обобщений возможен переход к теоретическим обобщениям и соответственно создание типологий, основанных на теоретических конструктах.
Автор неоднократно проводил со студентами на занятиях по методологическим проблемам психологии такое упражнение. Предлагается выбрать человеческое качество, о котором у любого человека есть некоторое представление, но в терминах психологии это качество пока недостаточно осмыслено и не существует психологических типологий людей, обладающих данным качеством. Среди таких качеств можно назвать доброту, порядочность, справедливость, рассудительность и т. д.
Возьмем в качестве примера доброту как черту, проявляющуюся во взаимоотношениях человека с другими людьми. Предлагается дать определение доброты, сказать, какого человека можно назвать добрым. Проанализировав несколько определений, данных, что называется, навскидку, можно выделить те качества, которые постоянно называются как атрибуты доброты. Например, добрый человек — тот, кто делает другим добро, не надеясь на выгоду, тот, кто благожелателен к другим людям, не сделает ничего дурного тому, кто не вызывает у него симпатию. Наиболее близким к этим определениям конструктом, который операционализирован в психологии, является дружелюбие по соответствующей двухполюсной шкале опросника Т. Лири. Антиподом дружелюбия, по
122
Т. Лири, является враждебность, что также согласуется с обыденно-житейскими представлениями. Таким образом, один из факторов, образующий типологию, найден. Другие факторы определяются весьма умозрительно. Это могут быть, например, доминирование — подчинение, которые также представлены в опроснике Т. Лири в виде одного из параметров, и доминирующая функция сознания — мышление или чувства по Юнгу. Получившуюся типологию можно представить в виде трехмерного пространства, в котором имеются три измерения: дружелюбие — враждебность, доминирование — подчинение и мышление — чувства как доминирующая функция сознания.
Следует подчеркнуть, что приведенный пример является условным и в реальных научных исследованиях параметры для типологизации изучаемых объектов так не вьщеляют. Параметры могут быть выделены путем теоретического анализа предшествующих исследований по данной проблеме. Другой путь для выделения искомых параметров — эмпирическое исследование, которое может быть проведено с помощью психосемантических методов или на материале сочинений на тему об изучаемом объекте. Обычно в таком исследовании принимает участие очень большая выборка испытуемых. Высказывания испытуемых об изучаемом объекте обрабатываются при помощи факторного анализа, что позволяет выделить искомые факторы, на основе которых может быть построена типология. В основе такого исследования — исходное допущение о том, что типологизация изучаемых объектов возможна на основе факторов, выделенных из языка, который рассматривается в данном случае как отражение обыденного сознания. Примерно таким путем были получены некоторые известные теоретические модели личности («Большая пятерка», Многофакторная модель личности Р. Кеттелла), были выделены три параметра родительского отношения к
123
ребенку и создана трехмерная типология, похожая на рассмотренную нами (Столин, 1983; Спиваковская, 1986). В исследовании В. В. Столина и А. С. Спива-ковской исходные параметры для типологизации были вьщелены на основе контент-анализа и факторизации данных сочинений «Мой ребенок», написанных родителями, и результатов по методике неоконченных предложений. Созданная на основе трех параметров («симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», «близость — отдаленность»), стала достаточно известна и используется для анализа родительско-детских отношений.
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы