Вопросы и задания
1.В чем, по вашему мнению, состоит основная трудность создания объективного метода психологии?
2. Назовите исходные философские предпосылки, которые лежали в основе попыток создания объективного метода в классической психологии.
3 Как должны быть пересмотрены исходные философские предпосылки создания объективного метода?
169
4. Прочитайте любое описание психологического исследования (например, журнальную статью). Как вторы исследования обеспечивают объективность?
5. В чем разница между психофизической и психофизиологической роблемой? Назовите как можно больше отличий.
6. Что общего между психофизиологическим параллелизмом и психофизиологическим взаимодействием как двумя вариантами решения одной проблемы?
7. В чем методологическое значение теорий А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы?
8. Выберите любую общепсихологическую теорию, не рассмотренную как пример в § 5.3 этой главы. Что в этой теории используется в качестве единиц анализа и выделяются ли они там вообще? Если нет, то можно ли сказать, что в этой теории проводится анализ по элементам?
9. Почему проблема единиц анализа — одна из ключевых при создании психологической теории?
10. В чем качественное различие двух вариантов постановки проблемы биологического и социального — традиционного варианта и предложенного П. Я. Гальпериным?
170
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы