6.3.3. Основные варианты теорий личности
При всем многообразии теорий личности их типология включает в себя относительно небольшое число вариантов. Каждая такая теория представляет собой модель личности. За основу типологии имеет смысл взять дихотомию «структурные модели — функциональные модели». Подобный подход применяется при анализе теорий с точки зрения источников саморазвития личности (например, Битянова, 1998).
В структурных моделях не только представлена определенная структура личности, но и прослеживаются взаимосвязи между отдельными ее структурными элементами. Эти взаимосвязи могут быть различного рода. В некоторых теориях они динамические, как, например, в классическом психоанализе, транзактном анализе Э. Берна или психосинтезе Р. Ассаджиоли. Функционирование личности обусловлено взаимоотношениями между структурными элементами. Примером могут быть представления о бытии эго под двойным гнетом ид и супер-эго в классическом психоанализе.
В других теориях личности структурные элементы выступают как относительно независимые параметры (юнгианская типология, модель Р. Кеттелла, Г. Айзенка или модель «большой пятерки»), а выраженность параметров обусловливает индивидуальное своеобра-
193
зие человека или его принадлежность к тому или иному психологическому типу. Характерно, что первый вариант моделей создан психотерапевтами как теоретические схемы для применения в психотерапии. Второй вариант моделей используется как теоретическая основа при конструировании многофакторных личностных опросников.
В функциональных моделях личности на первый план выступает некоторое центральное функциональное свойство, обусловливающее модус жизни человека и/или динамику его личностного развития. Этим свойством может быть совокупность ведущих мотивов личности. К функциональным относятся теоретические модели личности, предложенные в гуманистической психологии и психоанализе (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) и в отечественной психологии (В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов и др.). Может показаться странным, что рядом оказались эти имена, однако это совсем не случайно. В исследованиях личности в отечественной психологии проявилась та же закономерность, что и в изучении деятельности и сознания — функционально-генетические аспекты оказались исследованы лучше, чем структурные. Причинами такого положения дел стали исторические обстоятельства, в которых развивалась отечественная академическая и практическая психология. Кроме того, отечественная психология личности испытала достаточно сильное влияние гуманистической психологии и ассимилировала многие ее идеи, о чем в силу понятных причин у нас не принято было писать и говорить. Достаточно сравнить представления А. Н. Леонтьева о личности как иерархии мотивов и А. Маслоу о мотивационной иерархии, чтобы в этом убедиться. При существеннейшей разнице, которая есть между этими теориями (А. Маслоу утверждал, что иерархия потребностей инвариантна, по А. Н. Леонтьеву, иерархия мотивов индивидуальна), однако, обеими личность
194
рассматривается как мотивационно-потребностная иерархия.
Рефлексия оснований, на которых построена та или иная теория личности, необходима при самостоятельном изучении психологии личности. Учет этих оснований позволяет глубже понять теорию, ее возможные практические приложения, сильные стороны и ограничения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы