Оглавление
От автора......................... | 3 | |
Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии...... | 6 | |
1.1. Определение методологии науки.............. | 6 | |
1.2. Структура методологического знания.......... | 14 | |
1.3. Базовые понятия методологии науки........... | 21 | |
Вопросы и задания........................ | 27 | |
Глава 2. Развитие методологии науки......... | 29 | |
2.1. Методология в философии Античности и Средних веков.................. | 29 | |
2.2. Методология науки в философии Нового времени .... 31 |
| |
2.3. Возникновение методологических подходов в ХVIII-XIXвв. Позитивизм............ | 34 | |
2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма....... | 38 | |
2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологии науки................. | 41 | |
2.6. Проблемы методологии в отечественной науке..... | 51 | |
2.7. Рефлексивность современного научного познания. ... | 54 | |
Вопросы и задания........................ | 57 | |
Глава 3. Уровни методологического знания...... | 58 | |
3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания............ | 58 | |
3.2. Уровень общенаучной методологии........... | 71 | |
3.3. Уровень конкретно-научной методологии........ | 81 | |
3.4. Уровень процедуры и техники исследования...... | 83 | |
3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании............... | 90 | |
3.6. Выдающиеся психологи XXв. как методологи науки ... | 94 | |
Вопросы и задания....................... | 102 | |
Глава 4. Теория и исследование в психологаи..... | 104 | |
4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.................. | 104 | |
4.2. Виды теоретического знания............... | 112 | |
4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии................... | 121 | |
4.4. Объяснение и редукция в психологии.......... | 124 | |
4.5. Исследование в психологии............... | 133 | |
Вопросы и задания....................... | 143 | |
Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологаи............. | 145 | |
5.1. Проблема объективного метода в психологии..... | 145 | |
5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии..................... | 153 | |
5.3. Проблема единиц анализа психики........... | 158 | |
5.4. Проблема биологического и социального....... | 164 | |
Вопросы и задания....................... | 169 | |
Глава 6. Категории психологии............ | 171 | |
6.1. Категория деятельности.................. | 171 | |
6.2. Категория общения.................... | 181 | |
6.3. Личность как системообразующая категория в психологии.................... | 187 | |
Вопросы и задания....................... | 195 | |
Глава 7. Методологические принципы психологии……………………………… | 196 | |
7.1. Принцип детерминизма в психологии......... | 196 | |
7.2. Принцип развития..................... | 202 | |
7.3. Принцип системности.................. | 210 | |
Вопросы и задания....................... | 212 | |
Заключение....................... | 213 | |
Список литературы................... | 215 |
От автора
Эта книга была задумана давно, материал для нее собирался долго, и, принимаясь за написание учебник пособия по методологическим проблемам психологии, я понимал трудность, если не безнадежность этого замысла. Тем не менее я взялся за это, отдавая себе отчет, что на протяжении всей работы над книгой нужно бежать впереди «паровоза» стремительно меняющейся современной психологии. Но поскольку это почти невозможно, многое из того, что можно прочесть в этой книге, давно и хорошо известно. Это учебное пособие и не претендует на новизну решительно во всем. Его задачи совсем другие.
Разумеется, одной из них была помощь студентам в ознакомлении с методологическими проблемами психологии. Когда автор, читая этот курс, говорил аудитории, что последняя книга, написанная специально как учебное пособие по этому предмету, вышла двадцать лет назад и давно стала библиографической редкостью, он видел в глазах студентов смесь досады и разочарования. «Могли бы вы дать список литературы?» — спрашивал кто-нибудь из аудитории. «Мог бы», — говорил автор и показывал библиографию на две страницы мелким шрифтом, состоящую на половину из книг и статей, опубликованных 15—20 лет назад, но вполне актуальных и поныне и необходимых при изучении этого курса. Любому в этой ситуации становится ясно, что «так жить нельзя».
Была и еще одна задача. Изучая психологию, можно проникнуться двумя иллюзиями, причем небезопасными. Вот они:
1. Психология как наука представляет собой конгломерат несовместимых и несопоставимых тео-
3
рий, концепций и подходов. Психологам никогда не договориться между собой, пока они не выработают единый категориальный аппарат.
2. Старая психология — отсталая, а современная — передовая.
Задачей было помочь студентам избавиться от обеих иллюзий. По поводу первой написано в одной из глав книги, и больше мне к этому добавить нечего. Я хочу лишь напомнить блистательное эссе великого аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Сфера Паскаля». Он рассказывает о том, как одна философская метафора («Бог — вечная сфера») варьировалась разными мыслителями на протяжении двух тысяч лет от Античности до Нового времени. Эссе начинается словами: «Быть может, всемирная история — это история нескольких метафор» — и завершается фразой: «Быть может, всемирная история — это история различной интонации при произнесении нескольких метафор».
Я хотел дать тем, кто читает наше учебное пособие, несколько средств, чтобы помочь услышать различные интонации в нескольких метафорах, произносимых в психологии.
По поводу второй иллюзии хочу сказать, что невозможно изучать психологию, третируя науку прошлого как отсталую и реакционную. Далеко не везде, но там, где это уместно, я пытался показать преемственность идей современной психологии и науки прошлого. Для меня примером уважительного отношения к психологическому наследию прошлого остается мой учитель — Ирина Владимировна Дубровина, под руководством которой я работаю больше пятнадцати лет. Я благодарю ее и ее сотрудников, прежде всего Анну Михайловну Прихожан и Наталию Николаевну Толстых, многолетнее общение с которыми помогло мне при написании этой книги. Я благодарен другому моему учителю — Елене Теодоровне Со-
4
коловой, которая руководила моей дипломной работой на факультете психологии МГУ. Я искренне признателен Владимиру Петровичу Зинченко, чьи идеи в этой книге — чуть ли не на каждой странице.
Я признателен моим друзьям по работе в МПСИ — Игорю Борисовичу Гриншпуну, Марине Валерьевне Ермолаевой и Дмитрию Сергеевичу Тимофееву. В общении с ними возникли многие идеи, которые помогли при написании этой книги. И я хочу поблагодарить свою жену Иветту и сына Андрея, чья любовь и вера в успех постоянно помогали мне в работе над книгой.
Москва,
август 2003 г.
5
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы