logo
Lubovsky_D_V_Vved_v_metodologich_osnovy_psikh

Список литературы

Абдурахманов, Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию / Р. А. Абдурахманов. — М.; Воронеж, 2002.

Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977.

Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Андреева, Г. М. Социальное познание — проблемы и перспективы / Г. М. Андреева. — М.; Воронеж, 1999. — (Серия «Психологи Отечества»).

Анциферова, Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии / Л. И. Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.

Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнекласической науки / В. И. Аршинов. — М., 1999.

Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. — М., 2002.

Бейтсон, Г. Экология разума/ Г. Бейтсом. — М.: Смысл, 2000.

Бернштейн, Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой / Н. А. Бернштейн // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. - М., 1963. - С. 299-322.

Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн. — М.: Воронеж, 1997. — (Серия «Психологи Отечества»).

Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / И. Р. Битянова. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 1998.

Бодалев, А. А. Психология общения: Избр. психол. тр. / А. А. Бо-далев. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. /Л. И. Божович. — М.; Воронеж, 1996. — (Серия «Психологи Отечества»).

Братусь, Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б. С. Братусь. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 2000.

215

Бурлакова, Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. — М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2001.

Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб.: Питер, 1998.

Буровский, А. М. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука / А. М. Буровский // Сибирская локально-этническая культурная ситуация в концеXXвека; Матер. Вторых праславянских чтений, 15 дек. 1998 г — Красноярск, 1998.

Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций/А. Я. Варга. — СПб.: Речь, 2001.

Вартофский, М. Логика доказательства и опровержения / М. Вартофский // Структура и развитие науки / Под ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. - М., 1978. - С. 14 -69.

Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Выготский, Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования /Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.-Т. 1.-С. 43-62.

Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса/Л. С. Выготский//Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 291-436.

Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т - М., 1983. - Т. 4. - С. 244-269.

Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства /Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. - Т. 5.

Гайденко, П. П. Декарт / П. П. Гайденко // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 142—144.

Гайденко, П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. — М., 2000.

Гальперин, Л. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — М.; Воронеж, 1998.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1996.

Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных явлений /Л. Я. Гозман. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Гордеева, Н. Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

Гордеева, Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н. Д. Гордеева. — М., 1995.

216

Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. М. Готтсданкер. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. — М.; Воронеж, 1994.

Гуревич, П. С. Философия человека: В 2 т. / П. С. Гуревич. — М.:ИФРАН, 1999.-Т. 1.

Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давьщов. — М., 1972.

Давыдов, В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории А. Н. Леонтьева / В. В. Давыдов // Вести. МГУ. Сер. 14, Психология. - 1979. — № 4. - С. 25-41.

Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2002.

Дюкова М. Г. Гносеологические функции принципов в построении, интерпретации и оценке научной теории / М. Г. Дюкова // Понятия, принципы, категории: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1975.

Зинченко, В. П. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности / В. П. Зинченко // Эргономика. - М., 1976. - (Тр. ВНИИТЭ; Вып. 10).

Зинченко, В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1977. - С. 109-125.

Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

Зинченко, В. П. Возможна ли поэтическая антропология? / В. П. Зинченко. — М., 1994а.

Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 19946.

Зинченко, В. П. От классической к органической психологии / В. П. Зинченко // Изв. АПСН. - 1996.- № 1. - С. 8-38.

Зинченко, В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К истокам органической психологии / В. П. Зинченко. — М.: Ин-т «Открытое общество», 1997.

Зинченко, В. П. Мысль и слово Густава Шпета / В. П. Зинченко. - М., 2000.

Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002.

Зуев, В. В. Проблемы таксономии и перспективы их решения / В. В. Зуев, С. С. Розова // Успехи соврем, биологии. — 2000. - Т. 120, вып. 3. - С. 240-252.

Каган, М. С. Мир общения / М. С. Каган. — М.: Политиздат, 1988.

Капра, Ф. Дао физики / Ф. Капра. — СПб., 1994.

217

Капра, Ф. Уроки мудрости: Встречи с интересными людьми / Ф. Капра. - Киев, 1996.

Кедров, Б. М. Классификация наук: В 2 т. / Б. М. Кедров. — М., 1965.-Т. 2.

Кедров, Б. М. О кризисе психологии, ее предмете и месте в системе наук (в контексте трудов Л. С. Выготского) / Б. М. Кедров// Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тез. докл. науч. конф. — М., 1981.

Келли, Дж. Психология личности: теория личных конструктов /Дж. Келли. - СПб.: Речь, 2000.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977.

Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции / И. Лакатос // Структура и развитие науки / Под ред. Б. С. Грязнова, В. Н. Садовского. — М.: Прогресс, 1978. — С. 203-269.

Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997.

Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 3-е изд. — М., 1972.

Леонтьев, Л. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. — М., 1975.

Леонтьев, Д. А. Курт Левин — методолог научной психологии / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Патяева // Динамическая психология / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - С. 3-20.

Левин, К. Закон и эксперимент в психологии. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления / К. Левин // Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001. — С. 23—86.

Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка/ М. И. Лисина. — М.; Воронеж, 1997. — (Серия «Психологи Отечества»).

Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984.

Майков, В. В. Становление трансперсональной психологии / В. В. Майков // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997.

Мамардашвили, М. К. Наука и культура/ М. К. Мамардашвили // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М.: Наука, 1982. - С. 38-57.

Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности/М. К. Мамардашвили. —Тбилиси: Мецниереба, 1984.

Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути: Лекции о Прусте / М. К. Мамардашвили. — М., 1998.

Мамардашвили, М. К. Картезианские размышления / М. К. Мамардашвили. — М.: Прогресс, 1999.

Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — Т. 3.

218

Марютина, Т. М. Введение в психофизиологию: Учеб. пособие/ Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Флинта, 1997.

Минухин, С. Техники семейной психотерапии / С. Минухин, Ч. Фишман. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Митина, О. В. Методологические аспекты изучения динамики политических систем: Тез.XIМеждунар. конф. по логике, методологии и философии науки и техники / О. В. Митина, В. Ф. Петренко. — М., 1995.

Мэй, Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Р. Мэй. — Львов; М., 2001.

Нежнова, Т. Л. «Внутреняя позиция школьника»: понятие и проблема / Т. А. Нежнова // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во АПН СССР, 1991.-С. 50-61.

Носкова, О. Г. А А. Богданов и психологическая наука [Предисловие] // Познание с исторической точки зрения: Избр. психол. тр. /А. А. Богданов. — М.; Воронеж, 1999.

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие / Л. Ф. Обухова. — М.: Пед. общ-во России, 1999.

Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. — М.: Мысль, 1971.

Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. — М.: Изд-во МГУ, 1997.

Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже // Вопросы философии. — 1993. — № 5. — С. 54—64.

Пиаже, Ж. Характер объяснений в психологии и психофизиологический параллелизм / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М., 1966. — Вып. 1,2.-С. 88-156.

Полани, М. Личностное знание/ М. Полани. — М.: Прогресс, 1985.

Пономарев, Я. А. Методологическое введение в психологию / А. Пономарев. — М.: Наука, 1983.

Поппер, К. Логика и рост научного знания: Избранные труды о методологии науки / К. Поппер. — М.: Прогресс, 1983.

Пригожий, И. Р. Философия нестабильности / И. Р. Пригожин // Вопросы философии. — 1991. — № 6. — С. 47—61.

Принцип развития в психологии. — М., 1978.

Психология и новые идеалы научности: (материалы круглого тола) // Вопросы философии. — 1993. — № 5 — С. 3—43.

Психология науки: Учеб. пособие /А Г Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А В. Юревич, М. Г Ярошевский. — М.: Флинта, 1998.

Пузырей, А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология / А. А. Пузырей. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

219

Роговин М. С. Психологическое исследование / М. С. Роговин. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979.

Роговин, М. С. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования / М. С. Роговин, Г. В. Заленский. — Томск, 1988.

Роджерс, К. О группах встреч / К. Роджерс. — М.: Гиль-Эстель, 1993.

Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: становление человека / К. Роджерс. — М.: Прогресс-универс, 1994.

Рубинштейн, С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса/С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. — С. 19-47.

Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1986. — № 10. - С. 35-46.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.

Рубинштейн, С. Л. Человек и мир/ С. Л. Рубинштейн. — М., 1997.

Руденский, Е. В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. — М.; Новосибирск, 1998.

Садовский, В. Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития / В. И. Садовский // Системные исследования: Методологические проблемы. - М., 1980.

Садовский, В. Н. Гештальтпсихология, Л. С. Выготский и Ж. Пиаже: (К истории системного подхода в психологии) / В. Н. Садовский // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюз. конф. — М., 1981. — С. 140—143.

Смирнов, С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения: (к 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. — 1993.-№4.-С. 94-101.

Соколова, Е. Т. Общая психотерапия/Е. Т. Соколова. — М., 2001.

Спиваковская, А. С. Как быть родителями? / А. С. Спиваковская. — М: Педагогика, 1986.

Спиркин, А. Г. Методология / А. Г. Спиркин, Э. Г. Юдин, М. Г. Ярошевский // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 365-367.

Спиркин, А. Г. Мировоззрение / А. Г. Спиркин // Философский энциклопедический словарь. — М,, 1983. — С. 375—376.

Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Стенин. — М.: Наука, 2000.

Стеценко, А. П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии / А. П. Стеценко // Вести. МГУ. Сер. 14., Психология. - 1990. - № 2. — С. 15—25.

Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

220

Субботин, А. Л. Бэкон / А. Я. Субботин // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 71.

Сходные черты мировоззрения / В. П. Зинченко, В. В. Лебеский, Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: Тез. докл. науч. конф.-М., 1981.

Теплов, Б. М. Об объективном методе в психологии / М. Теплов // Избр. тр. - М., 1985. - С. 231-309.

Тулмин, С. Моцарт в психологии / С. Тулмин // Вопросы философии. - 1981. —№ 10.

Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. — М.: Прогресс, 1986.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Хамская, Е. Д. О методологических проблемах современной психологии / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 104-114.

Черников, А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики/А. В. Черников. — М., 1997.

Швырев, В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. — М., 1978.

Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / Г Шмелев. — СПб.: Речь, 2002.

Щедровицкий, Г. П. Исходные представления и категориаль-1ые средства теории деятельности / Г. П. Щедровицкий // Избр. - М., 1995а. - С. 233-280.

Щедровицкий, Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок/Г П. Щедровицкий//Избр. тр. - М., 19956.-С. 88-114.

Юдин, Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения / Э. Г. Юдин // Вопросы философии. - 1976. - № 5. - С. 75-86.

Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Г Юдин. - М., 1978.

Ярвилехто, Т. Мозг и психика/Т. Ярвилехто. — М.: Прогресс, 11992.

Ярошевский, М. Г. Принцип детерминизма и логика развития 1аучного знания / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. — 1976.-№10. - С. 43-54.

Heimstein, R. J. The bell curve: Intelligence and the class stracture in American life / R. J. Hermstein, С Murray. — N.Y.: Free press, 1994.

Rogers, С R. Client-centered therapy: its current practice, implications and theory / С R. Rogers. — Boston, 1951.

221

Оглавление

222

Вопросы (по разделам)

  1. В чем различие широкой и узкой трактовки понятия «метод»?

  2. Что такое «методология» в широком и узком смысле слова?

  3. Охарактеризуйте исследовательскую область методологии науки.

  4. В чем состоит основная функция методологического знания в науке и научно обоснованной практике?

  5. В чем различие методологии и науки, науковедения, мировоззрения?

  6. Какие два вида методологического знания были выделены Э. Г. Юдиным?

  7. Дайте содержательную характеристику каждому из четырех уровней методологического знания.

  8. В силу каких особенностей психологии как науки методологическое знание для нее особо значимо?

  9. Что входит в предмет науки?

  10. Дайте характеристику понятий «предмет исследования», «объект исследования», «познавательная ситуация».

  11. Какие элементы входят в познавательную ситуацию, согласно представлениям приняты в современной методологии науки?

  12. Назовите основные методы исследования, применяющиеся в методологии науки.

  1. В чем состоит методологическое значение греческой философии для науки в целом?

  2. Когда методология науки выделилась в отдельную область научного познания?

  3. В чем состоит идея трех стадий интеллектуальной эволюции человечества по А. Сен-Симону — О. Конту? Охарактеризуйте эти три стадии.

  4. Дайте характеристику сциентистского и антисциентистского отношения к ценности науки и научного познания.

  5. С какими течениями в философии и логике связано возникновение неопозитивизма?

  6. Дайте характеристику критериям верифицируемости и фальсифицируемости научного знания. В чем их методологический смысл?

  7. Дайте определение научной парадигмы по Т. Куну

  8. Какие направления исследований были наиболее широко распространены в постпозитивизме?

  9. Назовите основные исследовательские области отечественной методологии науки. Кто был и остается наиболее видными исследователями в данных областях методологии науки?

  10. Дайте характеристику трех стадий развития научной рефлексии (онтологизма, гносеологизма, методологизма).

  1. Назовите основные философско-методологические принципы классического идеала научной рациональности.

  2. В чем состоит, по М.К. Мамардашвили, допущение Абсолютного наблюдателя?

  3. Назовите коренные отличия философско-мировоззренческих основ неклассического идеала научной рациональности.

  1. Назовите несколько психологических теорий (концепций, подходов), характерных для классической науки. По каким признакам можно сказать, что они типичны именно для классической науки?

  2. На каком основании можно сказать, что аналитическая психология К. Г. Юнга, гештальтпсихология и теория интеллекта Ж. Пиаже являются неклассическими научными теориями?

  3. Назовите признаки, по которым можно отнести трансперсональную психологию С. Грофа к постнеклассической науке.

  4. Приведите примеры идеальных объектов, описываемых в психологических теориях, помимо тех, что разобраны в данной главе.

  5. Выберите любую психологическую теорию, которая не была проанализирована в главе. Что является ее эмпирической основой? Попытайтесь назвать, какие аксиомы составляют ее базис, приведите примеры логического вывода в рамках теории, на основе чего сформулированы теоретические утверждения. Является ли она теорией ad hoc или более широким теоретическим обобщением?

  6. Приведите примеры аксиоматических и гипотетико-дедуктивных психологических теорий, кроме тех, что названы в качестве примеров в тексте.

  7. Какие особенности познавательной деятельности человека становятся психологическими предпосылками редукционизма в науке?

  8. В чем разница между редукцией как методологическим приемом в научном исследовании и редукционизмом как подходом к объяснению изучаемой реальности?

  9. Выберите в качестве условного примера достаточно узкую тему научного исследования. Сформулируите неоперационализируемую и операционализируемую гипотезу применительно к данной теме.

  10. К какому виду плана исследований относится план вашей дипломной работы? Если от относится к доэкспериментальным или квазиэкспериментальным планам, то при каких изменениях в нем можно было бы сказать, что это — план классического эксперимента?

  11. Какой план исследования применяется при изучении, например, взаимосвязи стиля внутрисемейного общения и параметров личности детей? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения.

  12. Назовите средства, которые обеспечивают достоверность выводов научного исследования.

  1. В чем, по вашему мнению, состоит основная трудность создания объективного метода психологии?

  2. Назовите исходные философские предпосылки, которые лежали в основе попыток создания объективного метода в классической психологии.

  3. Как должны быть пересмотрены исходные философские предпосылки создания объективного метода?

  4. Прочитайте любое описание психологического исследования (например, журнальную статью). Как вторы исследования обеспечивают объективность?

  5. В чем разница между психофизической и психофизиологической роблемой? Назовите как можно больше отличий.

  6. Что общего между психофизиологическим параллелизмом и психофизиологическим взаимодействием как двумя вариантами решения одной проблемы?

  7. В чем методологическое значение теорий А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина для разрешения психофизиологической проблемы?

  8. Выберите любую общепсихологическую теорию, не рассмотренную как пример в § 5.3 этой главы. Что в этой теории используется в качестве единиц анализа и выделяются ли они там вообще? Если нет, то можно ли сказать, что в этой теории проводится анализ по элементам?

  9. Почему проблема единиц анализа — одна из ключевых при создании психологической теории?

  10. В чем качественное различие двух вариантов постановки проблемы биологического и социального — традиционного варианта и предложенного П. Я. Гальпериным?

  1. Почему, на ваш взгляд, именно категория деятельности приобрела такое большое значение в философии?

  2. Почему необходимы психологические конкретизации категории деятельности применительно к психологии? Назовите несколько вариантов таких конкретизации.

  3. Раскройте содержание основных атрибутов деятельности как психологической категории (предметность, осознанность и т. д.).

  4. Охарактеризуйте основные психологические трактовки общения (общение как взаимодействие, общение как деятельность и т. д.).

  5. Какова психологическая структура общения как деятельности?

  6. Возможно ли построение периодизации психического развития в онтогенезе на основе общения как ведущей деятельности?

  7. В каких областях психологии наиболее адекватным было бы рассмотрение общения именно как деятельности, а в каких соответственно как межличностного взаимодействия и как обмена информацией?

  1. В чем состоит методологическое значение принципа детерминизма?

  2. Приведите примеры биопсихического и социопсихического детерминизма в психологии, кроме тех, что перечислены в тексте.

  3. В каких теориях личности проблема детерминизма рассматривается в плане соотношения между детерминацией и свободой?

  4. Каково соотношение между ростом и развитием?

  5. Перечислите четыре закона психического развития по Л. С. Выготскому.

  6. В чем методологическое значение выделения различных параметров психического развития?

  7. Дайте определение принципа системности. В чем специфика рассмотрения объекта научного исследования как системы?

  8. Перечислите основные варианты системного подхода в психологии. Где они нашли применение?