logo
Lubovsky_D_V_Vved_v_metodologich_osnovy_psikh

2.7. Рефлексивность современного научного познания

Завершая рассказ об истории развития методологии науки, правомерно сказать, что в ней видно возрастание рефлексивности в отношении научного познания. Так, В. С. Швырев (1978) рассматривает расширение и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки. Само зарождение науки он связывает с переходом от до-рефлексивных представлений обьщенного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур. Вьщеляя две стадии развития науки — эмпирическую и теоретическую, — он различает их в том числе по критерию отрефлексированности познавательных процедур.

Э. Г. Юдин (1978) отмечал, что с начала XX в. началось расширение сферы рефлексии над наукой. Возникновение и развитие целого ряда методологических подходов, о которых было рассказано в данной

54

главе, является одним из наиболее очевидных признаков этого расширения рефлексии. Пользуясь терминологией, предложенной П. П. Гайденко, он обозначает развитие научной рефлексии как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму.

Онтологизм рассматривает прежде всего отношения объекта и знания. Познание рассматривается как поступательное движение к истине, и рефлексия научного познания контролирует правильность движения по пути к истине. Как отмечают В. П. Зинченко и С. Д- Смирнов, этот вид научной рефлексии характерен для эмпирической науки. Методологические идеи мыслителей Античности и Средних веков, а также ученых Нового времени, начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта, направлены на разработку средств, позволяющих построить правильный путь познания.

Для гносеологизма характерно, что в фокусе внимания оказывается отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. «Философы начинают искать предпосылки и последние основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которые влияют на содержание и логическую организацию знания. Этот вид рефлексии... предполагает множественность оснований познания и относительный характер истины. Об истинности знания здесь можно судить по его адекватности задаче, данному способу овладения объектом» (Зинченко, 1983. С. 12). Перенос внимания со связки «знание — объект» на связку «субъект — объект» и, стало быть, переход от онтологизма к гносеологизму начал осуществляться с момента, когда возникло сомнение в познавательных способностях человеческого разума, не имеющего за собой абсолютный интеллект Бога, в философии Д. Юма и И. Канта. Наиболее значимой эта проблематика стала в позднем позитивизме и раннем неопозитивизме.

55

Методологизм как наиболее характерный тип научной рефлексии в современной науке направлен на анализ средств познания в самом широком смысле слова. В методологизме в центре внимания оказывается соотношение «субъект — знание». Предметом анализа становятся исходные философские основы научного познания, конкретно-научные методологические концепции, а анализ средств познания, по словам Э. Г. Юдина, перерастает в их систематическое производство, а в некоторых частях—даже в своего рода индустрию. Методологизм выполняет конструктивные функции, в его рамках решаются такие задачи, как конструирование предмета науки и проектирование новых форм познавательной деятельности (Г. П. Щедровицкий).

Одна из характерных черт методологизма — поиск общенаучно-методологических основ для науки. Методология науки идет в этом направлении несколькими путями. Во-первых, создаются новые общенаучно-методологические подходы (Г. Хакен, У. Матурана и Ф. Варела, И. Р. Пригожин). Во-вторых, предметом специального анализа становится возможность переноса методологических результатов из одной области знания в другую. Перенесение общенаучных принципов из одной области знания в другую характерно для современной науки начиная с середины XX в. Ученые ищут методологические основы науки не только в современности, но и в прошлом. Так, в отечественных гуманитарных науках роль общенаучной методологии все чаще играют взгляды М. М. Бахтина (В. С. Библера, В. А. Махлина, в психологии — Т. А. Флоренской, Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича и др.).

Другая характерная черта методологизма — общенаучно-методологические концепции выполняют роль средств рефлексии не только в науке, но и в научно обоснованной практике. Достаточно назвать широкое применение общей теории систем Л. фон Берталанфи как методологической основы семейной психотерапии или

56

методологии системного проектирования Г. П. Щедровицкого в организационно-деятельностных играх. Можно сказать, что методологическое знание постепенно перестает быть достоянием узкого круга ученых и все больше становится феноменом культуры.