logo
Lubovsky_D_V_Vved_v_metodologich_osnovy_psikh

Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже

Уровень методологического знания

Предпосылки

Выводы

Философско-мировоззренческий уровень

Идеи А. Бергсона, развитие философской эпистемологии в нач. XX в.

Значение генетической эпистемологии для общей теории познания

Общенаучный уровень

Структурализм, логика Б. Рассела и А. Уайтхеда

Возможности структурной методологии в изучении интеллекта

Уровень методологического знания

Предпосылки

Выводы

Конкретно-научный уровень

Исследования интеллекта А. Бине и Т. Симона, Л. Термена и др.

Стадиальная теория интеллекта как исследовательская программа

Уровень процедуры и техники исследования

Тесты интеллекта Бине и Симона, Стэнфорд — Бине.

Метод экспериментальных проб и экспериментальной беседы

100

Философско-методологической предпосылкой генетической эпистемологии Ж. Пиаже стала общефилософская эпистемология, где в первые десятилетия XX в. наметился переход от изучения познания как состояния к изучению познания как процесса. Проведенный Пиаже анализ философско-эпистемологических концепций показал, что без ответа на вопрос о том, как развивается познание в онтогенезе, невозможна полноценная философская теория познания.

В качестве общенаучной методологии, как уже было сказано, Пиаже взял за основу структурализм. Работы Пиаже показали большие возможности структурной методологии в исследовании интеллекта. Математическая логика была взята Пиаже как язык описания группировок интеллектуальных операций. Нередко теорию Пиаже обвиняют в логическом редукционизме. Правомерность таких обвинений будет обсуждена в следующей главе.

На уровне конкретно-научной методологии Пиаже предшествовали теории интеллекта, в которых был последовательно реализован классический идеал научности. Это очевидно по традиционным представлениям о генетической обусловленности и врожденности интеллекта, созданным еще Ф. Гальтоном, а также представлениям о развитии интеллекта как непрерывном процессе изменений количественного характера. Конкретно-методологическое значение теории Пиаже в том, что интеллект представлен в ней как развивающаяся функция,

101

претерпевающая качественные скачки в своем развитии. В изучении интеллекта Пиаже делает акцент на качественных характеристиках. К ним относятся структурные особенности интеллекта на разных стадиях развития, последовательность появления у ребенка представлений о времени, пространстве и т. д.

Ж. Пиаже внес огромный вклад в разработку уровня процедуры и техники исследования. Как известно, им были разработаны методики экспериментальной пробы и экспериментальной беседы, направленные на выявление качественных характеристик интеллекта на разных стадиях развития. Завершая рассказ о методологических аспектах теории Пиаже, отметим, что К. Роджерс, противопоставляя гуманистический подход в человекознании естественно-научному, называл Ж. Пиаже одним из создателей гуманистического подхода. Естественно-научный подход в изображении Роджерса примерно соответствует классическому идеалу научности, гуманистический подход имеет некоторые значимые признаки неклассического.

Обобщая рассказ о великих психологах XX в. как методологах науки, подчеркнем, что все они (каждый по-своему, в своей области психологии) создавали неклассическую методологию науки. На всех уровнях научного знания они создавали идеалы научности, разрабатывали исследовательские программы и методы, но все, что было ими создано, так или иначе соответствует идеалам неклассической науки.

В чем состоит, по М.К. Мамардашвили, допущение Абсолютного наблюдателя? Назовите коренные отличия философско-мировоззренческих основ неклассического идеала научной рациональности.