2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
Методология как особый вид знания уходит своими историческими корнями в глубокую древность. В зависимости оттого, какой тип научного знания характерен для данного общества, методология принимает характерные именно для этого типа научного знания формы. Известно, что в древности, например, научное знание имело вид текстов, предназначенных для применения в какой-либо практической деятельности. Например, евклидовы определения геометрических фигур не что иное, как описание процедуры их начертания. То же самое верно и для методологии. Так, еще в Древнем Египте геометрия имела вид нормативных предписаний при проведении землемер-
29
ных работ. С развитием культуры методология становится отдельным видом научной рефлексии. В ней осмысливаются пути познания, ведущие к истине, принципы познавательной деятельности. «Так, например, в учении Гераклита "многознание" противопоставляется умy как способу познания диалектики мироздания – всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадежным путем "мнений", преданий и др. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом специального исследования в философии софистов» (Спиркин, 1983. С. 365).
В античной философии особенно велика роль Сократа, Платона и Аристотеля в развитии методологии познания. Им были разработаны логические основы познания. Основной заслугой Сократа было использование им, по словам Аристотеля, метода индуктивного доказательства и создание им диалога как диалектического метода поиска истины. Диалектика Сократа была развита в диалогах Платона. Платон развил представление о познании как оперировании понятиями: «Прежде чем что-либо определять, надо, по Платону, понять, что такое определение; прежде чем что-либо понимать, надо выяснить, что такое понятие, прежде чем мыслить, надо дать себе отчет в том, что такое мышление» (Гайденко, 2000. С. 115). Названный принцип становится значительнейшей методологической традицией, проходящей через философию Античности, Средних веков, Нового времени до Гегеля и далее вплоть до наших дней.
Огромное значение для развития методологии познания имела логика Аристотеля. В качестве строго научного метода познания он предложил теорию аналитического силлогизма, который исходит из достоверных посылок и приводит путем логического умозаключения к достоверному знанию. «Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как
30
"органон" — универсальное орудие истинного познания» (Спиркин, 1983. С. 366).
Однако вплоть до Нового времени методология еще не стала отдельной областью научного познания, оставаясь либо логическими, либо натурфилософскими основами науки. Так, к логическим основам науки можно причислить знаменитую «бритву Оккама» — методологический принцип научного познания, сформулированный выдающимся английским мыслителем Уильямом Оккамом (1285—1349). Согласно этому принципу понятия, несводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: «сущности не надо умножать без надобности». Этот принцип, ставший одним из значительнейших достижений методологической мысли средневековья, считают одной из основ эмпиризма Нового времени.
- Введение в методологические основы психологии
- Оглавление
- Глава 1. Структура и функции методологического знания и его значение для психологии
- 1.1. Определение методологии науки
- 1.2. Структура методологического знания
- 1.3. Базовые понятия методологии науки
- Вопросы и задания
- Глава 2. Развитие методологии науки
- 2.1. Методология в философии Античности и Средних веков
- 2.2. Методология науки в философии Нового времени
- 2.3. Возникновение методологических подходов в XVIII—XIX вв. Позитивизм
- 2.4. Возникновение и развитие неопозитивизма
- 2.5. Постпозитивизм — новый этап в развитии методологаи науки
- 2.6. Проблемы методологии в отечественной науке
- 2.7. Рефлексивность современного научного познания
- Вопросы и задания
- Глава 3. Уровни методологического знания
- 3.1. Философско-мировоззренческий уровень в структуре методологического знания
- 3.2. Уровень общенаучной методологии
- 3.3. Уровень конкретно-научной методологии
- 3.4. Уровень процедуры и техники исследования
- 3.5. Соотношение естественно-научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании
- Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания
- 3.6. Выдающиеся психологи XX в. Как методологи науки
- Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории л. С. Выготского
- Методологические предпосылки и выводы психологической теории поля к. Левина
- Методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта ж. Пиаже
- Вопросы и задания
- Глава 4. Теория и исследование в психологии
- 4.1. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
- 4.1.1. Классическая наука
- 4.1.2. Неклассическая наука
- 4.1.3. Постнеклассическая наука
- 4.2. Виды теоретического знания
- 4.2.1. Структура теоретического знания
- 4.2.2. Виды психологических теорий
- 4.2.3. Предсказательная мощность теоретического знания и теории ad hoc
- 4.3. Эмпирические и теоретические обобщения в психологии
- 4.4. Объяснение и редукция в психологии
- 4.5. Исследование в психологии
- Вопросы и задания
- Глава 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии
- 5.1. Проблема объективного метода в психологии
- 5.2. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
- 5.3. Проблема единиц анализа психики
- 5.4. Проблема биологического и социального
- Вопросы и задания
- Глава 6. Категории психологии
- 6.1. Категория деятельности
- 6.2. Категория общения
- 6.3. Личность как системообразующая категория в психологии
- 6.3.1. Методологические принципы определения личности
- 6.3.2. Проблема единиц анализа личности
- 6.3.3. Основные варианты теорий личности
- Вопросы и задания
- Глава 7. Методологические принципы психологии
- 7.1. Принцип детерминизма в психологии
- 7.2. Принцип развития
- Параметры психического развития в основных теориях
- 7.3. Принцип системности
- Вопросы и задания
- Заключение
- Список литературы