Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (по О.К. Тихомирову)
В дискуссиях психологов по проблеме деятельности ее участников объединяет признание категории «деятельность» одной из центральных. При психологическом изучении деятельности человека выделяют действия — особые процессы, подчиненные осознанному, т. е. выраженному в словах, предвосхищению будущего результата действия, косвенно связанному с мотивом деятельности. Это предвосхищение и называют целью. Напомним, что это не единственная форма предвосхищения в человеческой деятельности. Понятие «цель» становится одним из центральных понятий 1 лишь той психологической науки, которая делает сознательную; деятельность человека основным объектом своего изучения, а принцип деятельности основным объяснительным принципом.
Природа целенаправленного действия человека длительное время была предметом философского анализа. Борьба механицизма и идеализма, фатализма и волюнтаризма образует историю философских учений о природе сознательного действия человека. Марксизм впервые позволил преодолеть ложную альтернативу г; фатализма и волюнтаризма и заложил методологические основы для конкретного психологического изучения целенаправленных сознательных действий человека. Эти основы можно свести к трем основным положениям: 1) целенаправленность действий отличает общественную жизнь человека от процессов, происходящих в природе; 2) сами цели обусловлены внешними условиями, законами их изменения, познавая которые человек приобретает возможность использовать эти законы для достижения своих целей;
3) отсутствует полное совпадение целей и результатов человеческих действий. Ф. Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» [1, 20, с. 495—496]. Этой особенности человеческих действий придается большое значение в историческом материализме при разработке проблемы объективного характера общественных закономерностей, реализующихся через сознательную деятельность людей.
В истории домарксистской психологии явлениям, которые описываются термином «цель», не уделялось достаточно внимания.
Например, в «Основах психологии» У. Джемса [57] этот термин вообще не включен в число основных. Исключение составляет, пожалуй, лишь принцип «гетерогонии целей» В. Вундта [45], Вместе с тем в учении об интенциональных актах, апперцепции, детерминирующих тенденциях, антиципирующих схемах, идеомо-торных актах, «персонах» и особенно уровне притязаний содержится ценный материал, относящийся к проблематике целеобразования.
В современной психологической науке можно выделить четыре ' основные позиции по отношению к категории «цель».
1. Категория «цель» объявляется ненаучной. Такую позицию, например, отстаивает американский психолог Б. Скиннер [228], описывающий поведение человека в терминах «стимул», «реакция», «подкрепление». При таком подходе поведение теряет свойство целенаправленности, а сама психологическая концепция превращается в апологетику распространенного в буржуазном обществе «манипулирования личностью».
2. «Целью» называют любой полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение. Целесообразность и целенаправленность не различаются. Примером может служить «целевой бихевиоризм» Э. Толмэна [231]. В отечественной литературе аналогичное использование термина встречается в теории функциональной системы П. К. Анохина [10] (где цель трактуется как синоним акцептора действия). В словаре психологических терминов в одном из американских учебников по психологии (Е. Хилгард и др. [222]) «цель» определяется как конечное состояние, или условие, к которому направлено мотивированное последовательно развертывающееся поведение и посредством которого эта последовательность завершается. Эта позиция характерна для натуралистических концепций, не различающих поведение животных и собственно деятельность человека.
3. «Цель» как конечная ситуация, заданная формальным описанием и достигаемая в ходе функционирования некоторой системы (техническое устройство, живой организм, человек). В этом значении термин используется в кибернетическом контексте, вопрос о различиях в «целях» функционирования технических систем, живых организмов и человеческих действий, как правило, просто не обсуждается.
4. «Цель» как осознанный образ будущих результатов, косвенно связанных с мотивом. Исходя из этой четвертой позиции будет вестись анализ в данной главе.
Если термин «цель» используется в психологической литературе в различных значениях, то термин «целеобразование» (т. е. порождение новых целей в индивидуальной или совместной деятельности) до последнего времени не занимал почетного места даже в отечественной психологии, уделяющей большое внимание анализу деятельности. Сравнительно недавно, в 1975 г. А. Н. Леонтьев указывал, что процесс целеобразования почти не изучен [99]. В свое время С. Л. Рубинштейн писал о том, что «признание действия основной «клеточкой» или «ячейкой» психологии означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии» [157, 175]. Обдумывая эту формулу, сегодня мы могли бы ее продолжить следующим образом: «...кроме порождения новых действий». Нам представляется важным, используя общую схему строения человеческой деятельности (деятельность, действие, операция), различать уровень анализа действий и уровень анализа деятельности, чего, кстати, не делают большинство энтузиастов так называемого деятельностного подхода. Проблематика целеобразования. локализована между этими двумя уровнями.
Существует несколько причин слабой разработки проблематики целеобразования. Прежде всего .нужно назвать неизжитый хотя и часто критикуемый функционализм. Различные стороны сложного процесса целеобразования как бы «растаскиваются» по разным разделам психологии. Формирование новых представлений о будущем результате рассматривается в связи с воображением. Среди образов, «возвращающихся из изгнания», явно преобладают образы наличных предметов, а не будущих результатов действия. В психологии мышления проводится важное различение «искомого» и «требуемого» (А. В. Брушлинский, [37]), осознаваемого и неосознаваемого продуктов действия (Я. А. Пономарев,. [137]), однако эти ценные исследования остаются несоотнесенными с теорией деятельности в целом и даже необоснованно ей противопоставляются. Степень ясности отражения анализируется в учении о внимании, однако, эта характеристика обычно не распространяется на отражение будущих результатов действия и не является объектом экспериментальных исследований внимания, в которых все еще преобладает интерес к процессам активации и планомерному формированию внутреннего контроля.
Категория «цель» постоянно используется в учении о воле, но собственно процесс формирования окончательной цели, описываемый как «принятие решения», в лучшем случае упоминается, но не является, как правило, объектом экспериментальных исследований. Более того, современные формалистические трактовки «принятия решений» как выбора из заданного количества альтернатив по существу снимают проблему целеобразования [148]. Необходимо также учитывать, что проблематика воли является наименее разрабатываемой. При анализе потребностей основное внимание уделялось процессам возникновения мотивов и потребностей как результату «встречи» (Д. Н. Узнадзе, [186].) потребности с предметом или ситуацией удовлетворения этой потребности, а цели «остались в тени»..
Даже в учении о действии человека до последнего времени не уделялось достаточно внимания соотношению предвосхищаемых и реально достигаемых результатов, возникновению предвосхищений, их видам, анализу последовательности предвосхищений (изменению предвосхищений в зависимости от успешности или неуспешности предшествующих действий), действие часто получало характеристику по одному из параметров («цель») и абстрагировалось из контекста целостной человеческой деятельности. . При описании действий (даже у некоторых сторонников деятельностного подхода) термин «цель» вообще не использовался (или не дифференцировалось кибернетическое и собственно психологическое значение этого термина), заменяясь термином «ориентировочная основа» действия. Однако нельзя подменять «цель» «ориентировочной основой» по следующим основаниям: а) «ориентировочная основа» выделяется в любом сложном поведенческом акте, она неспецифична для сознательной деятельности человека» б) при раскрытии значения термина «ориентировочная основа» акцент ставится на учет наличных условий, а не будущих результатов. У человека «ориентировочная основа» может быть вербализованной или невербализованной (или синтезом того и другого), может относиться к наличной ситуации или возможностям ее изменения. «Цель» — это только такая «ориентировочная основа» действия, которая связана с отражением возможностей изменения ситуации (будущий результат), с отражением в вербализованной форме, отражением, обязательно связанным с мотивом.
В контексте проблемы целеобразования необходимо учитывать следующие значимые характеристики действий и деятельности в целом.
1. Цели и результаты действий. Предвосхищаемый результат не обязательно достигается, поэтому действия классифицируются на успешные и неуспешные. В успешном действии имеет место процесс порождения и результатов, не входивших в поставленную и реализованную цель (в неуспешном действии результат полностью не соответствует цели), результат действия всегда содержит новое по отношению к цели. Необходимо дифференцировать по крайней мере три вида новых результатов: реализованная цель, побочный продукт целенаправленного действия, результаты непроизвольной активности, включающиеся в процесс выполнения целенаправленного действия.
Преобразования предметов, как совпадающие с предвосхищением, так и несовпадающие, не являются единственными результатами совершенного действия. После осуществления действия меняется функциональное состояние человека, возникают эмоциональные реакции, совершенствуются умения. Все это можно рассматривать как «внутренние» результаты предметного действия. Внутренние результаты также могут быть соответствующими прямой цели или выступать как побочный продукт действия. Предвосхищаемые и побочные результаты, соотношения целей и результатов могут иметь разную временную локализацию (близкие и отдаленные).
В действии необходимо выделять не только различные результаты (прямые и побочные), но и разные цели (иерархия целей), Действие может оцениваться как в его отношении к той «идеальной» цели, к которой он стремится, так и в отношении к конкретной («реальной») цели, которой непосредственно соответствует данное действие. При изменении реальных целей' идеальные могут оставаться относительно постоянными.
Образ будущего результата всегда связан с оценкой субъектом значимости этого результата и его достижимости после осуществления действия.
2. Психическое отражение будущих результатов действия в форме цели. Чаще всего цель описывают как представление будущего результата. Однако цель не является единственной формой психического отражения будущих результатов (как не является представление единственной формой психического отражения) . При выполнении таких действий, как копирование предмета, изображения, при повторении показанного движения будущий результат представлен на уровне перцептивного образа. Часто будущий результат выступает в форме словесного описания, в речевых значениях (понятиях разной степени конкретности или абстрактности). Психическое отражение будущих результатов характеризуется разной степенью ясности. Это относится и к перцептивным образам, и представлениям, и понятиям. При неоднозначности словесного описания цели необходимо различать значение цели и операциональный смысл цели, т. е. то конкретное (контекстуальное) значение, которое выбирает сам испытуемый из множества возможных значений. Результат действия предвосхищается с разной степенью определенности. Например, цели поисковых проб («посмотрим, что получится...») часто относятся к классу неопределенных предвосхищений. Существует количественная и качественная определенность цели.
3. Цели и мотивы. Различение целей и мотивов (потребностей) в структуре человеческой деятельности является решающим для понимания целеобразования.
Сам по себе образ будущего результата еще не образует цели сравним прогноз погоды, знание неизбежности окончания жизни) , он становится ею, лишь связываясь с потребностно-мотивационной сферой. Недостаточная разработанность психологии потребностно-мотивационной сферы и, в частности, соотношений между потребностями и мотивами мешает и развертыванию исследований целеобразования, тем не менее некоторые положения могут быть сформулированы.
В зависимости от мотивов, с которыми связывается цель, она приобретает различный личностный смысл. Классификация потребностей может быть использована как одно из оснований для классификации целей, которые могут возникать на основе этих потребностей (гностические, коммуникативные и др.), и опосредствовать процесс удовлетворения потребностей. Возможно различное отношение одной и той же цели к разным мотивам в условиях полимотивированной деятельности. В случае разной направленности мотивов имеет место целеобразование в конфликтной ситуации. «Встреча» потребности и предмета, ей отвечающего, не заканчивается формированием неосознанных мотивов и установок. «Встреча» самих мотивов и установок с препятствием может приводить к формированию целей. К числу других особенностей «встречи» потребности и предмета, способствующих выделению целей, относятся овладение предметом в ходе совместной деятельности, неполное удовлетворение потребности предметом, соотнесенность предмета одновременно с несколькими потребностями. Динамические изменения мотива (насыщение) — условие возникновения новых целей (А.Карстен).
Осознание мотива может иметь двоякие следствия: возникновение мотивов — целей [99], направленность деятельности при этом не меняется и возникновение целей — антимотивов. Активность субъекта направлена здесь на нейтрализацию, или подавление действия осознанного мотива. В этом случае возникают новые мотивы или происходят изменения в иерархии мотивов. Именно иерархические отношения в потребностно-мотивационной сфере создают возможность появления целей, направленных против актуальных потребностей. Сложные отношения существуют между целью и установкой: установка замещается целью, когда действие установочных механизмов оказывается недостаточным; установка определяет избирательность по отношению к возможным целям; установка может быть продуктом трансформации целей (образование намерения как результат принятого решения).
4. Цели и осознание. Осознанность целенаправленного действия может быть охарактеризована по нескольким параметрам: осознание достигнутого предметного результата, осознанный характер предвосхищения будущего результата, дополнительное осознание некоторых побочных последствий, осознание отношения целей к объективной ситуации (возможные и невозможные цели), осознание отношения целей к потребностям (приемлемые и неприемлемые цели), осознание отношения целей к способностям (легкие и трудные), осознание самого процесса целеобразования. Осознанное соотнесение целей с ситуацией осуществляется не только по отношению к наличной ситуации, но и по отношению к воображаемой, представляемой ситуации. При совместной кооперативной деятельности, а особенно в ситуациях борьбы объектом осознания становятся цели другого человека. Понимание человека человеком включает в себя и понимание целей. Таким образом, сознание в деятельности «представлено» намного шире, чем в форме «цели».
Теперь остановимся на характеристике целеобразования, т. е. процесса порождения целей. Ограничимся для простоты индивидуальной деятельностью, хотя проблема целеобразования относится и к деятельности совместной.
1. Предпосылки возникновения новых целей в индивидуальной деятельности. Такими предпосылками являются возникновение (актуализация) новых потребностей и мотивов, усвоение новых знаний о возможных целях (результатах), получение новых требований к действию, возникновение новых результатов индивидуальных действий, недостижение предвосхищавшихся результатов, появление новых неосознаваемых предвосхищений будущих результатов действия. Анализ целеобразования включает в себя изучение этих предпосылок и тех условий, при которых осуществляется переход от предпосылок к целям.
2. Превращение полученного требования в цель. Превращение требований в индивидуальные цели — один из распространенных вариантов целеобразования. Групповая цель для отдельного человека выступает как требование, которое еще должно быть им принято. Нравственные и правовые нормы являются источником целей, но их нельзя отождествлять с целями, (так как иначе нельзя объяснить, например, противоправное поведение). Вопрос об общественно выработанных и индивидуальных целях есть частное выражение более общей проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания, общественных и индивидуальных потребностей, общественной и индивидуальной практики. Все цели когда-то были выработаны индивидами, но общественные (и групповые) цели не являются суммой индивидуальных, так как не все индивидуальные цели становятся общественными (групповыми), а этот отбор определяется неиндивидуальными законами.. Общественно-историческая обусловленность целей индивидуальной деятельности определяется усвоением общественных целей и самими объективными общественными условиями (цель «окончить университет» не может, естественно, появиться до возникновения системы высшего образования), социальной природой формирования индивидуальных потребностей, определяется овладением языком сначала как средством фиксации достигнутых и предвосхищаемых результатов практических действий, а затем позволяющим осуществлять специальный класс внутренних, умственных, но тоже действий. Усвоение индивидом неиндивидуальных целей (требований) характеризуется избирательностью, определяющейся, в частности, имеющимся личным опытом.
3. Выбор одного из имеющихся требований. Социальный опыт противоречив, это обусловливает предъявление человеку противоречивых требований (в простейшем случае несовпадающие требования отца, матери, бабушки к ребенку). На их основе возникают несовпадающие, а иногда и просто несовместимые цели. В простейших случаях это могут быть противоречивые указания при выполнении элементарных предметных действий, в более сложных — столкновение различных нравственных принципов. Избирательность еще более выражена при усвоении целей — требований, чем при усвоении приемов умственной деятельности и понятий. При изучении развития личности [148] были выделены следующие условия, определяющие принятие субъектом требований как основы для формирования целей: связь с актуальной потребностью, связь- с потенциальной потребностью, цель как средство разрешения конфликта двух противоположных потребностей (побудительная сила цели возникает в этом случае за счет обеих этих потребностей). Требования не обязательно противоречивы, они могут лишь различаться по показателям трудности. Эта схема как раз и воплощена в известных опытах по изучению уровня притязаний (заметим, что это частный случай целеобразования). Было показано, что цели возникают только на основе заданий, расположенных в определенной зоне трудности.
Усваивая некоторый социальный опыт, человек приобретает дополнительно еще и некоторый индивидуальный опыт. Это положение относится и к усвоению требований, на основе которых формируются индивидуальные цели (формирование индивидуального понимания формулировки цели и отношения к ней), и к процессу достижения целей (применение усвоенного содержания), и к процессу реконструкции при воспроизведении сохранявшихся в памяти ранее усвоенных целей, к преобразованию усвоенного общественного опыта.
4. Произвольное и непроизвольное целеобразование. При самостоятельном, т. е. в отсутствие прямо сформулированного кем-то требования, целеобразовании необходимо различать произвольное и непроизвольное развертывание процесса. Примером непроизвольного целеобразования может служить возникновение гностических целей в проблемной ситуации. Создание целей для других людей в условиях совместной деятельности — пример произвольного целеобразования. Непроизвольное целеобразование связано с самостоятельным переходом от непроизвольных к произвольным процессам, а произвольное целеобразование означает дифференциацию по крайней мере двух уровней в функционировании самих произвольных процессов. Один уровень связан с подчинением процессов некоторой задаче (цели), именно он описывается в учебниках, когда дается характеристика произвольных движений, произвольного внимания, произвольной памяти и др. Второй уровень связан с сознательным отбором и формированием самих задач, с образованием иерархии задач. Цели как бы удваиваются: появляются особые цели генерировать цели.
Непроизвольное целеобразование выступает как процесс. Цель может быть и продуктом самостоятельных действий, как в случае произвольного целеобразования. Целеобразование становится самостоятельной деятельностью, когда задача генерировать цели связывается с самостоятельным мотивом (как известно, в теории деятельности наличие самостоятельного мотива является конституирующим признаком деятельности). Следовательно, целеобразование выступает в трех формах: как процесс, как действие, как деятельность. Последний вариант особенно представлен в общении, когда кроме постановки перед другим человеком целей, вызванных потребностями совместной деятельности, при определенных условиях может возникать цель навязывать свои цели под влиянием мотивов- самоутверждения, необходимости продемонстрировать «твердость характера», «волю» и др. Еще более высо^, кий уровень произвольного целеобразования связан с намеренной маскировкой истинных целей и демонстрацией мнимых целей [72]. Можно выделить некоторые приемы целеобразования: развертывание гностических процессов осмысливания ситуации (подведение ее под определенный класс), оттягивание окончательного принятия решения о цели, условное принятие цели, использование жребия, обращение за советом.
5. Временная динамика целеобразования. В процессуальном плане в действии можно выделить образование цели, оценивание хода и окончательного результата. Само образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. Необходимо различать предварительную и окончательную постановку цели, они не обязательно совпадают. Существенным параметром временной динамики являются изменения последующих целей в зависимости от результатов и целей предыдущих действий. Временные характеристики последовательных процессов целеобразования дополняются иерархическими отношениями множества целей. При недостижении предвосхищавшегося результата цель изменяется».
В связи с различением реальных и идеальных целей усложняется и процесс целеобразования: порождение новых идеальных целей, порождение новых реальных целей, установление новых отношений между идеальными и реальными целями. Еще Ф. Хоппе указывал, что после достижения идеальной цели часто устанавливается новая идеальная цель, выходящая за пределы данной деятельности («уровень-Я», в отличие от уровня притязаний). Отсюда двойственность тенденции в образовании реальных целей к (уровня притязаний): достигать успеха на возможно более высоком уровне и избегать неудач.
Человек не только оценивает уже достигнутые результаты как успешные или неуспешные, но и прогнозирует успешность или неуспешность действия. «Именно потому,— пишет Б. В. Зейгарник, — что цель единичного действия соотносится с более общим «уровнем-Я» (самооценкой), переживания успеха и неудачи возникают только внутри зоны возможностей субъекта» [67, с. 93]. При формировании последовательности целей каждая цель сравнивается с предыдущими целями и предыдущими результатами.
6. Стандартные и нестандартные цели. Необходимо различать стандартные и оригинальные цели (едва ли цель «пить воду» может считаться оригинальной). Такое различение заставляет внести уточнение в характеристику продуктивности действия: продукт, полученный при реализации стандартных целей (например, изготовление детали при фиксированной технологии), и продукт полученный при реализации оригинальной цели. Во втором случае действие имеет как бы двойную продуктивность: созданию нового материального продукта предшествует создание нового идеального продукта. Новые результаты могут достигаться и при повторной реализации уже достигавшихся целей, и при осуществлении усвоенных стандартных целей, так как новый предмет деятельности и (или) новые способы и орудия деятельности также вносят свой вклад.
7. Психологические механизмы целеобразования. Кроме уже разобранных механизмов можно выделить: а) превращение мотивов в мотивы цели при их осознании, б) превращение побочных результатов действия в цель через связь с мотивом и осознание результата, в) преобразование неосознаваемых результатов в осознанные, г) выделение промежуточных целей, обусловленное препятствиями, совместной практической деятельностью, соотнесенностью предмета с несколькими потребностями, частичным удовлетворением потребности ее предметом. Познакомимся теперь с экспериментальными исследованиями целеобразования.
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.