4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
Положительные и отрицательные условные рефлексы образуются медленнее, чем у детей предыдущего типа. Речь медленная, спокойная, без выраженных эмоций и жестикуляций. Переход от возбуждения к торможению и обратно замедлен. Поэтому быстрая смена положительных и отрицательных раздражителей может привести к нарушению реакций. Ребенок, как правило, отличается спокойствием, усидчивостью, хорошим поведением, дисциплинированностью, легко справляется в трудной ситуации. Нередко такие дети хорошо учатся и проявляют большие способности. Полученное задание выполняют медленно, но добросовестно. (Тип соответствует гиппократовскому флегматическому).
Как уже было сказано, типологические особенности ВНД определяются генотипом. Жизненный опыт показывает, что черты, передающиеся по наследству, могут подвергаться существенному изменению под влиянием среды, окружающей человека со дня его рождения. Следовательно, врожденные свойства нервной системы нельзя рассматривать как неизменные. Существует возможность изменения их под воздействием воспитания и обучения, что можно рассматривать как одно из проявлений общего важнейшего свойства нервной системы – ее пластичности, приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды.
Пластичность типов нервной деятельности, возможность их переделки путем воспитания представляют собой, по выражению И.П. Павлова, «важнейший педагогический факт». Поскольку окружающие воздействия влияют тем сильнее и прочнее, чем моложе организм, особое значение приобретают проблемы воспитания и обучения с раннего возраста.
Дети не в равной степени поддаются воспитанию. Особенно трудно приходится с детьми, имеющими неуравновешенную ВНД, особенно те, которых мы назвали взрывчатыми и распущенными. Но опыт показывает, что правильное воспитание с раннего возраста значительно уменьшает эти проявления типологических особенностей, смягчает их, прививает ребенку прочные навыки, уменьшает их запальчивость и агрессивность.
Тип ВНД ребенка напоминает ВНД взрослого человека лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервных процессов у детей и подростков имеют свои возрастные особенности. Так как детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо о типа их ВНД (Красногорский, 1958). Поэтому сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но в сравнении со слабым выраженность этого будет меньше. Нормального уровня развития основные свойства нервной системы достигают к моменту ее полного созревания: к 20 – 22 годам.
Особенности типов ВНД детей необходимо учитывать в своей педагогической работе. Вы хорошо должны знать своих учеников, чтобы умело использовать их особенности в своей работе. То, что посильно ученику с сильным типом нервной деятельности, может оказаться не под силу ученику со слабым типом. Дети с инертными процессами – медлительны, с преобладанием возбуждения – подвижны, непоседливы. И педагог должен так поставить свою работу, чтобы воспитать у них положительные качества. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертной нервной системой – воспитывать быстроту реакции и т.д.
Неправильно было бы считать, что один какой-то тип ВНД лучше, а другой – хуже.
Современными исследованиями показано, что каждый тип имеет свои положительные качества. Например, слабый тип в сравнении с сильным имеет более низкий уровень работоспособности, но зато обладает высокой чувствительностью к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше механическая память, имеющие слабую нервную систему лучше усваивают осмысленный материал. Дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания лучше, чем у холериков. Значит, правильно организованный индивидуальный подход к детям поможет добиться высокой успеваемости в классе.
Люди с разними типами нервной деятельности могут добиваться одинаковых успехов в разных видах деятельности. Но есть исключение из этого правила. Некоторые специальности требуют быстрой реакции. По мнению известного исследователя типов ВНД Теплова свойства нервной системы образуют почву, на которой легче формируются одни типы ВНД и труднее другие. Поэтому нужно помнить, что плохое поведение может быть связано с плохим воспитанием, а не с типом ВНД и предпринимать необходимые воспитательные меры.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.