logo search
от гнедовой / послед

5.3.1. Проявления шизофрении в детском возрасте

Шизофрения (др.-греч. σχίζω – «раскалываю» + φρήν – «ум, рассудок») – полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности или её отражении. Манифестация болезни, как правило, связана с появлением продуктивных симптомов (слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред или дезорганизованные речь и мышление) на фоне значительной социальной дисфункции или потери работоспособности. Первые симптомы обычно появляются в начале взрослой жизни; в целом риск заболевания, по данным исследований, составляет 0,4–0,6 %.

Пристального внимания в плане неблагоприятного генетического влияния требует факт наличия шизофрении в семье ребенка, особенно у одного или обоих родителей. Это психическое заболевание, являясь одним из самых распространенных, характеризуется, по современным данным, значительной генетической детерминированностью, хотя конкретные генетические механизмы его развития пока не выяснены. Известно, что при одном больном родителе примерно 1/3–1/4 детей также заболевают шизофренией или страдают так называемыми расстройствами шизофренического спектра; при наличии шизофрении у обоих родителей пораженным оказывается до 80% потомства.

Болезнь в ее классическом выражении может манифестировать у детей в разные сроки, в том числе и во взрослом возрасте. Однако современные исследователи считают возможным диагностировать специфические психопатологические состояния и особые нарушения развития, предшествующие манифестации шизофренического процесса, начиная с 1-го года жизни.

Выделяют специфические нарушения развития, неврологические отклонения и психопатические расстройства. К основным нарушениям развития относят:

Для детей характерна общая дефицитарность психической деятельности в виде нивелированности эмоциональных реакций, слабости коммуникативных связей, снижения (или извращения) познавательной активности, что тем не менее не укладывается в картину банальных задержек психического развития, отличаясь мозаичностью и специфичностью проявлений. Так, во многих случаях познавательные функции ребенка формально оказываются развитыми в соответствии с возрастным этапом, но с элементами диссоциации и парадоксальности.

Среди характерных неврологических отклонений (при отсутствии перинатального поражения) отмечены нередкое отставание и искажение в последовательности и сроках формирования моторной и сенсорной сфер, общая мышечная гипотония или дистония, задержка редукции безусловных рефлексов периода новорожденности, явление «псевдоретардации» в формировании двигательных актов, однообразие и маловыразительность мимики, стереотипии. Типичен долго наблюдаемый (в течение 1 года) феномен «неустойчивого внимания», сочетающийся с недостаточной фиксацией и отсутствием «ищущего» взгляда, характерного для определенного этапа созревания глазодвигательных и психических функций в норме.

С первых месяцев жизни у большинства детей с предрасположенностью к заболеванию могут обнаруживаться расстройства вегетативной иннервации и инстинктивной деятельности, нарушения питания, срыгивания, рвоты, запоры, метеоризм, мраморность кожных покровов, гипергидроз конечностей, расстройства сна и др. С возрастом эти явления уменьшаются.

К психопатологическим феноменам, наблюдающимся при этом специфическом дизонтогенезе, можно отнести своеобразные расстройства общения, речи, игры, склонность к фобиям, нарушение восприятия, кататоноподобные явления и ряд других. Так же как и неврологические отклонения, они встречаются у детей этой группы с разной степенью выраженности и частотой. Основные расстройства общения могут проявляться в избегании взгляда в глаза, феноменах псевдоглухоты, псевдослепоты и протодиакризиса (отношение к людям как к неодушевленным предметам). Нарушения речи включают в себя расстройства интонирования и модулирования, эхолалию, «взрослые» речевые штампы, склонность к неологизмам и другие отклонения. Патология игровой деятельности выражается в ее стереотипности и вычурности.

У многих детей обнаруживаются разнообразные ранние страхи (воды, пеленания, массажа и др.), позже – иллюзорные и гипнотические галлюцинации, своеобразные двигательные нарушения (периоды психомоторного возбуждения или, наоборот, как бы застывания, вычурная ходьба, стереотипные движения и действия).

Такой комплекс расстройств, наблюдающийся у детей от больных шизофренией родителей, может иметь разную динамику. У некоторых отмечается реградиентное течение, когда по мере взросления ребенка патологическая симптоматика нивелируется, нарушения развития сглаживаются. Для других детей характерен стационарный тип течения, при котором симптоматика не расширяется, а видоизменяется с возрастом, сохраняются также определенные черты психического дизонтогенеза. Наконец, при третьем варианте течения наблюдаются постепенное приступообразное утяжеление симптоматики и явный регресс развития, что позволяет диагностировать в данных случаях детскую шизофрению.