Определение воли и подходы к её изучению.
Во́ля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.
Воля — это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.
Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), или к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичного ей способности к побуждение действий, в частности к преодолению препятствий.
Отождествление воли и доминирующего в сознании желание прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие - как последнее желание, предшествующего действия. Тем самым воля возникал не как самостоятельная реальность, а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В рамках этого подхода формируются представления о том, что самым простым волевым процессом является поезд, или самой простой формой свободы является страсть. В таком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленная им действие (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо).
К мотивационного подхода в исследовании свободы принадлежат представление о свободе как способность к сознательному умышленного преодоление препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоления становится формируя фактором волевого акта. Так, как один из признаков свободы рассматривают преодоления препятствий известные психологи Л. С. Выгодский и С. Л. Рубинштейн. Вместе с тем к функции воли они относят и принуждение. При этом, отмечая комплексный характер воли, ученые указывают на важность регулятивной функции.
Всего во всех вариантах мотивационного подхода подчеркивается именно на побудительные функции воли, т.е. акцентируется Мотивационная ее составляющая.
Подход "свободного выбора". Впервые вопрос о спонтанный, ничем не детерминированный свободный выбор поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделение проблемы свободы воли.
Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, он ничем не ограничена и поэтому могущественная. У человека же универсальная воля, которая представлена в собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще неопознанный. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души (ничем не обусловленное и никем не опознаную), способная к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джем). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.
Иную позицию занимали те, кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевой действия (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн).
Итак, в рамках подхода "свободного выбора" в одном случае воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаризм), в другом - как явление, связанное с функционированием познавательных процессов.
Регуляционных подход. Многие ученые занимались исследованием регулятивной функции воли. Волевой регуляция - опосредованное целями и мотивами создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и правильного направления этой активности. Представители этого направления считают, что специфику воли невозможно вывести из анализа стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в контексте активности человека, направленной на саму себя. Здесь волю понимается как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Тогда воля занимает центральное место в ядре личности. Через свободу "Я" управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами. У свободы есть направляющая и регулятивная функции, она балансирует и конструктивно использует все виды активности человека, не подавляя ни одну из них (М. Я. Басов, Р. Ассаджоли).
Другой план связан с идеей регулирования поведения как особого самостоятельного процесса, который не требует психического образования, которое называется волей. Причины действий при этом связывают с эмоциональным возбуждением, мыслями, нравственными чувствами, которые оказывают действия определенного смысла. В таком случае человек способен к саморегуляции и самоорганизации в ходе деятельности, направленной на достижение цели (И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй).
В целом исследование регуляции психических процессов способствовали возникновению в рамках проблемы свободы аспекта саморегуляции. Это направление отделился практически в самостоятельные исследования, где предметом анализа стали приемы саморегуляции.
Ретроспектива развития знаний о свободе в Украине. Украинские психологи не стояли в стороне от проблемы свободы и в разные периоды XX века. обращались к ее изучению. Анализ научных поисков отечественных исследователей обнаруживает различия в их взглядах на природу воли. Вместе с тем установленные украинскими учеными способы воспитания воли помогают современной психологии продвигаться в таких сложных вопросах, как формирование личности с развитой и моральной волей. Обратимся к основным ценностям наших соотечественников из аспекта изучения феноменов воли.
Известный украинский специалист в этой области знаний В. К. Котирло занималась проблемой развития воли ребенка на начальных этапах онтогенеза. Общая позиция ученого заключалась в том, что воля проявляется и как процесс, и как действие, и как состояние, но непременно выполняет присущую ей функцию регуляции деятельности и поведения. Волевой процесс, по В. К. Котирло, оказывается в его сознательном целеустремленности, умесности и произвольности. Волевые проявления реализуются через волевую действие, волевое усилие и характерную напряженность, которая мобилизует и регулирует активность личности. Специфику волевой действия оказывает волевое усилие, которое определяется своеобразной напряженностью мобилизуя характера. Волевое усилие является также основой состояния волевой активности, которая составляет временную характеристику психической деятельности человека.
Научные достижения В. К. Котирло связанные с выявлением психологических особенностей волевых проявлений, источников волевой поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с установлением значимости объективных препятствий и субъективных трудностей для генезиса детской воли, по определению эффективных путей, средств и условий формирования волевой поведения и воспитанием отдельных волевых качеств у ребенка.
Исследованием специфики воли занимается украинский психолог В. К. Калина. В структуре человеческой деятельности он выделяет самосубъективные отношения, в пределах которых может реализоваться целевая функция воли. Процессуальный аспект свободы - волевую регуляцию - ученый рассматривает как выбор и реализацию индивидом самого эффективного способа преобразования исходной организации психических функций на необходимую, адекватную целям деятельности. Такое преобразование определяет возможность становления и содержание выбранной субъектом упорядоченности действий (или форм деятельности). Следовательно, проблема свободы является проблемой субъективных отношений.
За исходное В. К. Калина выбрал понятие "волевой регуляция. Оно соотносится с другими понятиями волевой сферы личности (волевой действие, волевое усилие, волевые качества) таким образом, что каждое из них отражает одну сторону реализации самосубьективных отноешний Такой подход дал ученому возможность составить систему понятий в новом варианте. "Волевое усилие" рассматривается как наиболее свернутый способ волевой действия, как форма проявления этого действия, волевые качества "- как устойчивые психические образования саморегуляции поведения. В классификации В. К. Калина определены базальную и системные волевые черты личности.
В. К. Калина плодотворно исследует вопросы индивидуального стиля волевой регуляции, специфики волевых процессов в групповой деятельности и методики самооценки волевых качеств личности. Он обосновал положение о том, что рефлексия является атрибутом волевой регуляции, а последний - самым высоким уровнем проявления самосубъективных отношений.
Теоретические основы волевого развития личности изучает отечественный психолог И. Д. Бех, один из известных исследователей проблемы становления нравственности личности. По мнению ученого, воля, побуждая к моральным действиям, обуславливает развитие личности. Ведь моральные свойства, которые составляют ядро личности, являются производными от воли. Последняя создает нравственно совершенную личность посредством произвольного поведения. Любая поведение только моральная, когда она составляет результат самостоятельной, творческой свободы. Произвольное поведение является, собственно, человеческой самодеятельностью, потому что она в наибольшей степени связана с теми действиями и поступками, диктуемые сознательным, осмысленным решением. Для волевых проявлений существенным является то, что они превращают мышления человека в действенное, эмоционально-волевое. А это - путь к развитию активной, творческой личности.
С новой позиции относительно своих предшественников рассматривает И. Д. Бех психологическую природу волевой стимула. В процесуальной структуре воли им выделены два периода: рефлексии и возникновение волевого переживания. В данном подходе особое значение придается формированию мотива к рефлексии как составной волевого процесса. Ученый в логической последовательности определяет то, какой должна быть личностная рефлексия, чтобы осуществился переход от акта понимания общественной требования к акту ее выполнения. Рефлексивный процесс должен собственной силой вызвать эмоциональный образ морального требования, то есть эмоционально окрашенный содержание требования. Эмоциональный образ при правильно организованных воздействий возникает в разных по смыслу ситуациях и может быть сформирован при условии демонстрации общественной требования в виде конкретного события, поступка или их моделей. Созданная таким образом умственно-эмоциональная единство выступает в функции воли как стимул к действию или поступку.
Всего волевой действие для человека проявлением его свободы, независимости от внешних и внутренних проблем. Сущность этой независимости определяется осознанием ею своих возможностей и самой себя. Как отмечает ученый, общественная ценность человека измеряется не тем, сколько она знает, а тем, каким образом и сколько она осуществила. Поэтому формирование воли должна составлять одно из важнейших воспитательных задач.
Итак, история развития представлений о свободе свидетельствует о неоднозначность и многоплановость понимание этого понятия. По современного состояния изучения понятия свободы его еще нельзя подвести под общую психологическую категорию.
- Общее представление о психике. Специфика психического отражения.
- Представления о душе в философии древней греции (платон, аристотель).
- Проблема изучения сознания в философии (р.Декарт, дж.Локк).
- Метод самонаблюдения. Критический анализ метода интроспекции.
- Основные свойства потока сознания (у.Джеймс).
- Общая характеристика гештальтпсихологии. Представление об инсайте.
- Проблема объективности в психологии. Объективный подход к изучению поведения в бихевиоризме.
- Предмет и задачи психологии поведения. Представление о научении.
- Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации.
- Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (д.Н.Узнадзе). (по ю.Б. Гиппенрейтер)
- Психика как ориентировочная деятельность субъекта (п.Я.Гальперин).
- Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (а.Н. Леонтьев).
- Основные стадии развития психики животных. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.
- Индивидуально-изменчивое поведение. Навык и интеллект. Сравнение психики животных и человека.
- Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки. Совместная деятельность людей и возникновение сознания.
- Общественно-исторический опыт и возникновение языка. “Язык” животных. Понятие социального факта (э.Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.
- Структура сознания (по а.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания.
- Понятия потребности, мотива. Опредмечивание потребностей. Функции мотива.
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Понятие действия: основные определения.
- Действие и деятельность.
- Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.
- Принцип активности в работах н.А.Бернштейна. Схема “рефлекторного кольца”.
- Представление об уровнях построения движений (н.А.Бернштейн).
- Основные положения «неклассической физиологии» н.А.Бернштейна.
- Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности.
- Психофизиологическая проблема и её обсуждение (варианты решения) в психологии.
- Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей.
- Развитие способностей. Способности и одаренность. Проблема врожденного и приобретенного в диагностике способностей.
- Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.
- Общий интеллект и креативность
- Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
- Темперамент и характер. Понятие индивидуального стиля деятельности, его структура и формирование.
- Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера.
- Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мотивации в психоанализе.
- Проблема мотивации в школе к.Левина.
- Когнитивные теории мотивации.
- Проблема мотивации в психологии деятельности. Влияние мотивов на эффективность деятельности.
- Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов.
- Общие черты и виды потребностей. Физиология и психология потребностей. Биологические формы мотивации, их развитие в филогенезе. Определение и классификация потребностей
- . Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
- Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей. Специфика развития мотивации человека.
- Проблема базовых потребностей человека. Индивидуальные различия базовых потребностей человека.
- Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование.
- Виды мотивационных образований человека.
- Ситуативное развитие мотивации. Факторы, влияющие на побудительную силу мотивов. Фрустрация, тревожность, ригидность.
- Методы исследования потребностей и мотивов. Понятие оптимума мотивации.
- Исследования когнитивного диссонанса. Исследования мотивации власти. Исследования агрессии.
- Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Учение об эмоциях в.Вундта.
- Теории эмоций в психологии.
- 2.1. Психоаналитические концепции аффекта
- Специфика психического отражения в эмоциях. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоций.
- Эмоции и процессы познания. Эмоции и мотивационные процессы.
- Функции эмоций.
- Проблема критерия эмоциональных явлений. Классификация эмоций.
- Исследования выражения эмоций. Физиологические показатели эмоций.
- Проблема стресса.
- Условия возникновение стресса
- Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи.
- Чувства, их психологическая характеристика.
- Чувства: понятие, виды и проявления
- Определение воли и подходы к её изучению.
- Произвольная и волевая регуляция.
- Волевые процессы, их виды и детерминанты. Волевой процесс
- Мотивационные конфликты, их осознание. Волевая регуляция поведения.
- Представление о познавательных процессах, основные определения.
- Общее определение восприятия. Основные свойства образов восприятия.
- Двойственная природа перцептивного образа.
- Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и рецепторов.
- Виды образных явлений.
- Структуралистская теория восприятия.
- Гештальттеория восприятия.
- Экологическая теория восприятия Гибсона.
- Теория восприятия Гельмгольца.
- Теория восприятия Брунера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Теория восприятия Найссера. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. (в.В. Петухов «Человек как субъект познания», тексты, том III)
- Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Теории перцептивного научения (обогащения и дифференциации).
- Психофизика. Закон Фехнера, закон Стивенса. (по Гусеву «Ощущение и восприятие»)
- Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Шкалирование и психофизика.
- Основные положения теории обнаружения сигналов.
- Механизмы стереозрения. Восприятие удалённости и глубины. Восприятие пространства, времени, движения.
- 5.1.1. Окуломоторные признаки
- Свойства и закономерности восприятия. Константность восприятия.
- Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.
- Иллюзии восприятия.
- Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.
- Характеристика субъекта мышления.
- Методы изучения мышления.
- Понятия "задача", "проблема" и "проблемная ситуация".
- Творческое мышление: проблема критериев.
- Представление о процессе творческого мышления в концепции я.А.Пономарева.
- Исследования процессуальной стороны мышления в школе с.Л.Рубинтшейна.
- Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория п.Я.Гальперина).
- Выделение стадий процесса решения задач в различных экспериментальных школах.
- Осознаваемое и неосознаваемое в мыслительной деятельности. Мышление и самосознание.
- Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование.
- Эмоциональная регуляция мышления.
- Эмоциональная активация в структуре решения задачи
- Функция эмоциональной активации
- Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.
- Концепции интеллекта и различные представления о его структуре. Интеллект и креативность.
- Общая характеристика тестов для измерения уровня развития интеллекта.
- Мышление и знания. Роль прошлого опыта в решении задачи. Факторы, влияющие на успешное решение задачи.
- Виды мышления.
- 1. По генезису развития:
- 2. По характеру решаемых задач:
- 3. По степени развернутости:
- Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности.
- Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Виды и функции речи.
- Взаимосвязь мышления и речи в работах л.С. Выготского
- Взаимосвязь мышления и речи в работах а.Н. Леонтьева
- Взаимосвязь мышления и речи в работах п.Я. Гальперина
- Взаимосвязь мышления и речи в работах с.Л. Рубинштейна
- Внутренняя и эгоцентрическая речь. Исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания.
- Филогенез мышления. Предметно-практическая деятельность и мышление. Особенности примитивного мышления.
- Онтогенез мышления. Теория интеллекта ж.Пиаже.
- Культурно-историческая теория развития мышления.
- Мышление в условиях совместной деятельности.
- Изучение мышления человека в диалоге с компьютером.
- Философский и психологический подходы к изучению мышления.
- Информационный и деятельностный подходы к изучению мышления.
- Психология мышления и учение об "искусственном интеллекте".
- Ассоцианизм в психологии мышления.
- Вюрцбургская школа.
- Проблема мышления в психоанализе.
- Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Проблема мышления в гештальтпсихологии.
- Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.
- Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.
- Основные понятия и положения когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.
- Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- Подходы к изучению памяти. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
- Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни и типы памяти. Феноменальная память.
- Характеристика видов памяти по Бергсону.
- Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований. Понятие схемы.
- Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.
- Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.
- Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.
- Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по и.П. Зинченко).
- Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования а.А. Смирнова.
- Характеристика сенсорной памяти. Характеристика кратковременной памяти. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.
- Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований. Закон Йоста. Кривая забывания.
- Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.
- Проблема улучшения памяти. Мнемотехники.
- Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, деятельностный подход).
- Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.
- Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трёхкомпонентная теория памяти.
- Классические методы исследования памяти. Метод частичного отчёта: эксперименты Сперлинга.
- Влияние характера материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции.
- Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.
- Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.
- 1.1.2. Избирательное невнимание
- Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.
- Характеристика функций и свойств внимания.
- Эффекты и критерии наличия внимания.
- Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических теориях.
- Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.
- Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к её решению.
- Воспитание внимания
- Формирование внимания
- Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Воображение в научном и художественном творчестве.
- Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.
- Определение и виды внимания по Титченеру.
- Джеймс о внимании и его механизмах.
- Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.
- Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.
- Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.
- Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.
- Гальперин о природе внимания и путях его формирования.
- Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.
- Модель Бродбента.
- Модель Трейсман.
- Модели Дойчей и Нормана. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана
- Модель Канемана.
- Найссер о внимании. Внимание как перцептивное действие. Понятие «схемы».
- Свойства внимания.
- Гештальтпсихология о внимании.