Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
Впервые попытку установить типы нервной деятельности у детей сделал видный русский ученый Н.И. Красногорский в 1918 году в своей работе «О нервности в детском возрасте и о мерах борьбы с ней». Он выделил два типа: перевозбудимый и инертно-тормозной. В последующем еще были попытки составить классификацию типов ВНД у детей. Но эти классификации оказались неприемлемыми, т.к. составлялись без учета всех характерных сторон нервной деятельности.
В 1953 г. Сотрудники лаборатории Иваново-Смоленского разработали следующие типы ВНД у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста:
1. лабильный – с одинаковой быстротой и неустойчивостью образования положительных и отрицательных условных рефлексов;
2. инертный – с образованием и упрочением связей в равной мере с задержкой (замедление);
3. возбудимый – положительные связи образуются легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно;
4. тормозной – положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.
Ими же было подмечено, что дети с неуравновешенным и в особенности с возбудимым типом ВНД чаще встречаются в младших возрастных группах, чем в среднем и старшем возрасте.
В 1954 г. Красногорский вновь дал классификацию типов условнорефлекторной деятельности детей. В ней учитываются взаимоотношения между сигнальными системами коры больших полушарий, возбудимость коры и подвижность нервных процессов, взаимодействие между корковой и подкорковой деятельностью. Красногорский выделяет 4 типа ВНД у детей, сейчас придерживаются этой классификации. В настоящее время представления Павлова дополнены Купаловым, Тепловым, Небылициным.
- Тема: "Центральная нервная система" – 10 час.
- Функции спинного мозга
- Классификация двигательных рефлексов
- Локализация центров в спинном мозге
- Проводящие пути спинного мозга
- Восходящие проекционные пути
- 1. Проприоцептивные
- Нисходящие (двигательные)
- Развитие спинного мозга
- 2. Структура и функции продолговатого мозга и варолиева моста.
- Развитие продолговатого мозга
- 3. Средний мозг, структура и функции
- 4. Структура и функции мозжечка
- Ряд симптомов, указывающих на поражение мозжечка
- Развитие
- Структура и функции промежуточного мозга
- Функции
- Развитие
- Конечный мозг
- Структура коры больших полушарий.
- 7. Ретикулярная формация, ее организация и функции
- Эфферентные пути
- 8. Лимбическая система
- 9. Базальные ганглии, их функции
- 10. Кора больших полушарий головного мозга, ее организация
- Слои коры, их структурная и функциональная характеристика.
- Функции коры. Сенсорные, моторные и ассоциативные зоны коры.
- Сенсорные зоны
- Интерпретация, осмысление, оценка
- Понятие о доминантном полушарии
- Электрические явления в коре
- Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд»
- Выработка условных рефлексов
- Замыкание временных связей
- Классификация условных рефлексов
- I. По особенностям безусловного подкрепления:
- II. По характеру условного раздражителя
- III. Соответствие по времени действия условного и безусловного раздражителей
- IV. Условные рефлексы на время
- Врожденные формы поведения
- Приобретенные формы поведения
- Врожденные и приобретенные формы поведения
- Тема: «основные закономерности внд» План
- Учение Ухтомского о доминанте
- Биоритмология. Роль биоритмов в процессах жизнедеятельности.
- Классификация биоритмов
- Многодневные ритмы, селенобиология
- Суточные (циркадные) ритмы физиологических процессов
- Десинхроноз. Устранение его последствий
- Тема: "высшая нервная деятельность"
- Внимание, память, их физиологические механизмы.
- Мотивации, эмоции, их классификации и физиологические механизмы.
- Сигнальные системы действительности
- Возрастные и половые отличия:
- Речь, ее физиологические механизмы
- Физиологические механизмы речи
- Развитие речи у детей
- 5. Сон, виды сна, механизмы бодрствования и сна, гипноз.
- Теории сна
- Механизм бодрствования и сна
- Виды сна
- Типологические особенности внд Психо-физиологические основы индивидуальных особенностей внд.
- Типы внд ребенка, их характеристика, значение для обучения и воспитания, пластичность типов.
- 1. Слабый тип.
- 2. Сильный неуравновешенный тип.
- 3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
- 4. Сильный, уравновешенный, медленный тип.
- Особенности поведения нервных детей
- 7. Мышление, сознание, интеллект.
- 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.